Японская бумага васи. «Васи»: традиционная японская бумага, сделанная вручную Из чего делали бумагу в японии

Культура
Взаимоотношения между людьми довольно сложны, а взаимоотношения между японцами – сложны вдвойне, если не втройне, особенно для иностранца. Как вести себя в японском обществе? Как развлекаются японцы? Как регулируются взаимоотношения жителей Японии? Наши статьи помогут Вам выстроить отношения с японцами с учётом специфики их менталитета, общественных норм и обычаев.

«Васи»: традиционная японская бумага, сделанная вручную


«Васи» («wasi»), или «вагами» («wagami»), в переводе означает «японская бумага» и представляет собой тип бумаги, исконно изготовляющейся в Стране восходящего солнца.

Страница: 1/5

Васи обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.

Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом. Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, сёдо или . Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п.

На Зимней Паралимпиаде 1998 г. победителям даже вручали венки, изготовленные с использованием васи. Также некоторые виды васи используются в работах по сохранению и починке книг.

История васи

Васи была одним из новшеств, завезённых в Японию из Китая около 1300 лет назад. «Анналы Японии» («Нихон сёки», «Нихонги»), составленные в 720 г., утверждают, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Тончхо; Doncho) в 610 г.

Принц-регент Сётоку (Shotoku) счёл китайскую бумагу слишком хрупкой и поощрил использовать при изготовлении бумаги шелковицу («кодзо», «kozo») и волокна конопли, которые к тому времени уже культивировались и использовались в создании текстиля. Под его покровительством по всей стране распространился китайский метод изготовления бумаги, который постепенно превратился в «нагасидзуки» («nagashizuki»), метод изготовления бумаги с использованием кодзо и «нэри» («neri»), вязкой жидкости, получаемой, в частности, из коры гортензии.

Навыки создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе не только «голую» функциональную составляющую, но и частичку души мастеров-бумагоделов. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела в итоге к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть .

Традиционно изготовление васи весьма жёстко придерживалось сезонности. Большинство изготовителей бумаги были крестьянами, которые сажали кодзо и коноплю в качестве обычных сельскохозяйственных культур. Лучшая васи тогда производилась в холодные зимние месяцы, поскольку в это время крестьяне могли не работать на своих полях, плюс для изготовления использовалась ледяная вода, свободная от различных примесей, которые могли испачкать волокна. Часто волокна будущей бумаги раскладывались на белых сугробах и высветлялись таким образом естественным путём. Разумеется, такой способ производства был не в состоянии идти в ногу с изменяющимся потреблением бумаги…

В (середина XIX в.) спрос на бумагу значительно возрос, что привело к постепенному переходу от васи в пользу западной бумаги и от ручного производства к промышленному. Однако, несмотря на такое изменение, прочная и гибкая васи ещё сильнее укоренилась в японской культуре и до сих пор используется в особых религиозных целях (как в буддийских, так и синтоистских службах и обрядах), в производстве предметов быта, игрушкек, вееров, одежды, а также в традиционной архитектуре.

Сегодня изготовители традиционной японской бумаги полагаются на адаптируемость васи, поскольку они стараются сохранить вековые традиции, одновременно пытаясь угодить изменяющимся потребностям общества. В наши дни традиционная васи проникает – и укрепляется там – в повседневную жизнь людей, причём не только в Японии, но и в других странах мира. Посредством международных выставок и семинаров японская бумага ручной работы вновь демонстрирует свою многогранность, красоту и силу выразительности, затрагивая видение, осязание и эмоции людей.

Материалы для изготовления васи

1. Кора тутового дерева (кодзо,kozo); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи. Первоначально кодзо были обнаружены в дикой горной местности островов и , а затем стали культивироваться в целях изготовления бумаги и ткани. Кодзо это лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в поперечнике доходит до 10 см.
2. Гампи (gampi) – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры. Готовая бумага обладает несколько прозрачной и блестящей структурой. Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов.
3. Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо. Имеющиеся исторические данные указывают, что мицумата использовался в производстве бумаги уже в 1614 г. Бумага, сделанная с использованием мицуматы, обладает репеллентными свойствами.

Следующая страница (2/5)

Переход к странице: [ 1 |

Четыре драгоценности кабинета

"Четыре драгоценности кабинета" - так почтительно называют четыре основных инструмента мастера суйбокуга, сумие и каллиграфии, выбору и бережному использованию этих четырех драгоценностей уделяется особое внимание.
Следующая драгоценность - бумага или по-японски "васи".

История производства бумаги
Считалось, что бумага была изобретена в Китае Цай Лунем в 105 г н.э. В качестве сырья он использовал кору (луб) шелковицы, волокна конопли и остатки старых рыболовных сетей. Однако, при раскопках в северной провинции Китая была обнаружена бумага, изготовленная на 200 лет раньше.

В эпоху Тан (618 – 907 гг.) в провинции Аньхой, на востоке Китая для производства бумаги стали использовать кору «голубого сандала», получая бумагу высокого качества. Бумагу называли сенси, xuanzhi (по кит), (senshi 宣纸), по имени города Сюаньчэн, где тогда находилось производство.
Бамбук использовали в производстве бумаги с середины династии Тан, хотя он получил широкое использование в качестве заменителя конопли и ротанга(вид пальмы, растущий в Юго-Восточной Азии) в эпоху Южной династии Сун (1127-1279 гг.). В эпоху Северная Сун (960 – 1127 гг.) в процессе производства стали применять рисовую солому. Благодаря распространению каллиграфии и суми-э увеличивается производство бумаги сенси. В нее стали добавлять пульпу из соломы, бамбука, шелковицы.
Именно бумага сенси стала называться «рисовой», хотя основным компонентом ее является другое сырье.
Искусство производства бумаги распространилось в Корею, а потом в Японию. В японских хрониках "Нихон секи" (Nihon Shoki) указано, что буддистский монах из Кореи по имени Донтё привез технологию изготовления бумаги и туши в Японию в 610 г. Принц регент Сётоку Тайси призвал японских ремесленников улучшить качество китайской бумаги и использовать в производстве бумаги волокна кодзо (шелковица бамажная). Коноплю и кодзо стали выращивать в больших масштабах, и производство бумаги распространилось по всей стране. Через 50 лет японские ремесленники производили 80 видов бумаги.
В период Нара (710 - 794 гг.), во время правления императрицы Сётоку был напечатан один миллион «Хякуманто дхарани» («Hyakumanto dharani») – оберегающих буддийских заклинаний дхарани. В 770 г. текст был отпечатан ксилографическим способом и вложен в деревянные модели пагод высотой 21.5 см. Это был первый печатный текст на бумаге.
Полученная в Японии бумага была лучшего качества, чем китайская. Ее стали называть васи (和紙, 和 - ва, Япония, 紙 -си, бумага). В качестве основы для ее изготовления помимо кодзо стали применять волокна мицумата и гампи.
В эпоху Хэйан (794 – 1185 гг.) бумага приобрела необыкновенную популярность при императорском дворе и в повседневной жизни.
Японская бумага васи благодаря своей прочности, натуральному цвету и лоску, полупрозрачной поверхности, через которую просматриваются волокна, известна в мире, как бумага превосходного качества. Секрет ее изготовления передавался из поколения в поколение. Эта бумага не только качественная и красивая, но и передает душу мастера, поэтому васи является неотъемлемой частью японской культуры.

Сырье для японской бумаги васи.
С давних времен для производства японской бумага васи используются растения, которые дают качественное длинное волокно.
К таким растениям относятся шелковица бумажная кодзо (Broussonetia papyrifera) , полукастарниковая викстремия гампи (Diplomorpha sikokiana), эдгевортия бумажная мицумата (Edgeworthia papyrifera), пенька или конопля посевная аса (Cannabis sativa).

Бумага из шелковицы бумажной. Кодзогами (楮紙, 楮 шелковица - 紙 бумага)
В производстве бумаги кодзогами используется луб (кора) шелковицы.
Впервые кодзо стали использовать в бумажном производстве в Китае со 2 века нашей эры. Кодзогами является самым распространенным типом бумаги васи в Японии. Волокна её отличаются длиной (5-20 мм) и толщиной. Прочность такой бумаги близка больше к ткани, а поверхность пористая и шероховатая.
Больше половины шелковичных деревьев растет в префектуре Коути, остальная часть мастерских васи располагаются в префектуре Ибараки, Симане, Нагано и Фукуока. Так как в разных регионах деревья отличаются, то цвет и качество бумаги тоже различаются.

Бумага из мицумата. Мицуматагами (三椏紙)
Эдгевортия бумажная была завезена из Китая, легко поддавалась культивации и широко распространилась в Японии в период Эдо(1603 - 1868 гг.) Сырьем для производства мицуматагами служит нежная кора растения. Длина волокон от 2-4 мм. В период Мейдзи (1867 - 1912 гг.) стали отбеливать бумагу, чтобы получить глянцевую поверхность. Бумага настолько прочная, что применяется при печатании бумажных денег с периода Мейдзи.

Бумага из гампи. Ганписи (雁皮紙)
Использование коры (луба) гампи началось еще в периоде Нара (710 – 793 гг.) Длина волокон 2-5 мм. Это великолепная бумага высокого качества,устойчивая к воздействию времени, влаги и насекомых. Имеет гладкую глянцевую поверхность, сравнимую с шелком, по которой прекрасно скользит кисть. В период Хейан дворцовая знать оценила эти свойства и использовала гамписи для обмена письмами и написания поем вака.
Гампи –дикорастущее растение, которое трудно культивировать. Ганписи производилось всегда в меньшем количестве, чем кодзогами. Из 10 регионов, в которых производилась бумага гамписи, остались в настоящее время только 2 места (в префектуре Фукуи и в Осаке)
В 14-15 веках, в период Камакура и Муромати появилось 2 типа бумаги гамписи: торинокогами (鳥の子紙) и маниаигами (間似合紙). Torinoko означает "куриные яйца", цвет бумаги был похож на цвет яичной скорлупы. Ториноко классифицировалась по количеству гампи. Самое высое качество у бумаги из чистого гампи. В наши дни она используется для реставрационных работ.
По мере добавления мицумата, качество бумаги снижалось.Толстая бумага, известная просто как ториноко или ацуё (atsuyou 厚 様), используется для раздвижных дверей фусума, оригами, дощечек для живописи и каллиграфии - сикиси (色 纸) и танзаку (短 册), суми-э.
Мaниаигами - шероховатая бумаге низкого качества, которая используется для скрепления двигающих порций перегородок фусума или в ширмах бёбу.

Бумага из пеньки, конопли. Маси (麻紙, 麻-аса, конопля 紙-си, бумага)
Бумага маси считается самой древней бумагой, изготовленной в Японии. Длина пеньковых волокон достигает 25 мм. Бумага высокого качества- прочная, гибкая, глянцевая. Ее использовали для копировании сутр, поэзии. До наших времен сохранились документы и сутры на маси времен Суй (581-618гг.) и Тан и периода Нары и Хейан.
Производство маси постепенно снижается из-за отсутствия сырья и низкой эффективности.

Сырье для бумаги сенси, хuanzhi (по кит.) (senshi 宣紙), производимой в Китае
Бумага из коры птероцелтиса. Сенси(宣紙)
Pteroceltis tatarinowii Maxim, общепринятое название «голубой сандал» растет в северных и центральных районах Китая, длина его волокон от 1 до 4 мм. Сенси долгое время являлась единственной бумагой высочайшего качества, как в Китае, так и в Японии. Белая мягкая бумага сохраняет цвета краски и туши. В настоящее время при производстве этой бумаги волокна птероцелтис комбинируют с волокнами других растений - рисовой соломы, бамбука, шелковицы бумажной.
В Японии растение не растет, попытки культивировать оказались безуспешными. Японские производители бумаги были вынуждены искать замену из другого сырья.

Бумага из волокон бамбука. Тоси (唐紙, 唐 то, Китай - 紙 си, бумага)
Длина волокон 1.5-4мм.
Gramineae Bambusa Arundinacea, встречается повсеместно в Китае и в Японии, быстро растет и возобновляется, поэтому является источником дешевого сырья. Используется как самостоятельно, так и в качестве добавок к бумаге с длинными лубяными волокнами (таким как кодзо) для улучшения «нидзими»
Тоси - это недорогая бумага, производимая в Китае. Цвет желто-коричневый, характеризуется высокой абсорбцией туши и прекрасным касурэ (мазок сухой кистью). Натуральный цвет бумаги нравился дзэнским монахам. На такой бумаге писали каллиграфию – тягаке (Chagake 茶掛), предназначенную для чайной комнаты. Тоси широко применялась в эпоху Эдо японскими литераторами будзинга (文人画).
В период Муромати (1336-1573гг), тоси широко использовалась для сёдзи – раздвигающихся дверей.
Сейчас производство такой бумаги в Китае снизилось из-за миграции умельцев из сельской местности с юга Китая, где она производилась.
Японская версия такой бумаги, тоже называется тоси или ватоси (和唐紙)
При производстве ватоси используются волокна бамбука и шелковицы бумажной с добавлением каустической соды, которая придает легкий коричневый оттенок и грубую поверхность.

Рисовая солома
Растение Oryza sativa (イネ) имеет короткие, узкие и толстые волокна длиной 0.5-1.5 мм, растение широко произрастает в Китае и Японии. Рисовая солома – дешевое сырье для производства бумаги, как побочный продукт сельского хозяйства, легко формирующий пульпу. Добавляется в бумагу с длинными волокнами, чтобы усилить способность к абсорбции (нидзими).
Как самостоятельное сырье, японские мастера используют рисовую солому для производства дешевой низкокачественной бумаги.

Какую бумагу использовать для суйбокуга? Как выбрать бумагу?
Важным свойством, которое служит критерием при выборе бумаги, является ее нидзими. Нидзими (にじみ,滲み) характеризует абсорбцию бумаги, степень растекаемости туши по бумаге, степень расплывания пятна туши.
В Японии бумага продается с маркировкой степени нидзими - бумага без нидзими, со средним, с хорошим нидзими.
У бумаги ручной выделки нидзими может варьировать даже у листов в пределах одного сорта.
Иногда, чтобы продемонстрировать нидзими у определенного сорта бумаги, продавцы сопровождают ее этикеткой с нанесенными мазками туши различных оттенков.

Классификация бумаги
Для того чтобы разобраться в многочисленный сортах бумаги для суйбокуга, у производителей бумаги принята классификация, которая ориентирована на страну изготовителя и на состав сырья для бумаги .

Бумага для суйбокуга, изготовленная из коры бумажной шелковицы, волокон бамбука и рисовой соломы, называется газенси (gasenshi 画仙紙) .
Газенси различается по плотности или по количеству слоев. В зависимости от количества слоев подразделяется на бумагу из одного слоя или тансен (単宣) .
Бумага из 2-х слоев называется нисоуси (Nisoushi 二層紙) , из трех сансоуси (Sansoushi 三層紙) .
Нисоуси отличается невысоким нидзими, поэтому количество туши легче контролировать, рисуя на такой бумаге. Подходит для начинающих.

Бумага, импортируемая из Китая, называется хонгасен (hongasen 本画仙) или сенси (senshi 宣紙)
Самая известная китайская фабрика, производящая сенси высокого качетсва, расположена в провинции Аньхой и называется «Красная Звезда» Hong Xing 紅星牌.

Бумага, производимая в Японии, называется вагасен (wagasen 和画仙) .

Бумага маси (麻紙) .
По прочности уступает газенси, но отличается хорошим нидзими и на ней получаются красивые оттенки туши.

Бумага васи (和紙) - это бумага ручной выделки, в производстве которой использованы длинные волокна растений кодзо, мицумата и гампи. Бумага прочная и позволяет наслаивать мазки туши, выдерживает повторные смачивания, необходимые для получения "бокаси".
Больше половины шелковичных деревьев растет в префектуре Коти, остальная часть мастерских васи располагаются в префектуре Ибараки, Симане, Нагано, Фукуи и Фукуока. Так как в разных регионах деревья отличаются, то цвет и качество бумаги тоже различаются. Васи,произведенную в этих регионах, называют историческим именем этого региона в период Эдо(1603-1867).
Префектура Коти, известна производством Тоса-васи (土佐和紙) уже 1000 лет.
Префектура Тоттори известна как Инсу (Inshu 因州), также называется бумага, произведенная в этой префектуре.
Васи, произведенное в префектуре Фукуи, называется Этидзэн (Echizen 越前). Этидзэн-васи известна с 8 века, когда использовалась для императорского двора
Ава-васи (阿波和紙) является национальным достоянием префектуры Токусима.

Sakura Kai. Photographs,images © 2012-2017 All rights reserved

Все производители 3М AIRCOM S.r.l ARTELIBRIS Artograph ARTформат Audenaerde Creative Ava Publishing AWAGAMI Botz Bruynzeel-Sakura BV BUNTPAPIERFABRIK LUDWIG BAHR GMBH & CO. KG C.KREUL Caneva Canson Cappelletto S.N.C. Cartiere Miliani Fabriano S.p.A. CERNIT Clairefontaine Clairefontaine Rodia Color Kit Colorfin LLC COLORFIX COLORIFICIO CENTRALE COLOURSTOK International b.v. Conservator"s products company Copic CREALL Creta Color CTS CTS s.r.l. CWR Da Vinci Daily ART Darwi DEFET GmbH Deml Derwent Desillusionist DIDO Ding Hwa Dino-Lite DOLCICOLORI DUCKoupage Dupont Dux F.Zulauf Messerschmiede und Wekzeugfabrikations AG Faber Castell FABER-CASTELL Fabriano Ferrario Feuerstein Gmbh FOME s.r.l. Frame G.Lalo Gamblin Gamblin Artists Colors Giotto Griffin Manufacturing Hansa HANSA world of airbrush Marketing und HANSA world of airbrush Marketing und Sales GmbH HAUTE COLUTURE HAVO B.V. Heinr. Aug. Schoeller Sohne GmbH & Co. KG Henkel Initial INTERNATIONAL HOBBYCRAFT COMPANY Interni inФОРМАТ ITALPLASTIC Industriale SpA ITOYA Iwata Jacquard KLEBEBANDER Koh-i-noor Kremer Kremer Pigment GmbH Co.KG KREUL Krylon Kurt Nemetz GesmbH Marianne-Hobby LEDAN Lefranc LEGIONER Libeco-Lagae Lion Office Products Corp. LUXESKIN Lyra MABEF Magnani Maimeri MAIMERI S.p.A. Manuscript MANUSCRIPT Pen Company Ltd Marco Dachs S.A. Marianna Hobbi Marianne Hobby Masserini S.R.L. McIVOR PLASTICS Ltd Molotow MORN SUN MORN SUN DEVELOPMENT CO.LTD MUNGYO MunHwa Nabertherm Nerchau Noris-Blattgold GmbH NT Trading Company Old Holland OLFA Online ONLINE Schreibgerate GmbH P H COATE & SON Paasche Airbruch Co PANPASTEL Pebeo Pebeo Gmbh PEBEO Industries Peeloff s Pentel PERMASET Pfeil Pigma Pordamsa Proedge Restauro- Technika RGM Rich riunite metali in foglie in Polvere SpA RJM di Rosa Gastraldo Edoardo Roeper Rohrer & Klingner Rolco Labs Rotring Roubloff Royal Talens Rupert Gibbon & Spider Rust-Oleum Rust-Oleum corporation SAMARAGIPS Sanford GmbH Schminke SCHOELLERSHAMMER Schut Papier SHARPIE Shenzhen Demeili Shenzhen Demeili CO.,LTD SIA Euro Arti SIANA Sigmund Lindner Sigmund Lindner GmbH Sinotex GmbH SKG keramische farben "Surmann&KIuck Glasuren GmbH Slater Harrison St Cuthberts Mill Stanger STAYER Teloman Teloman Products Ltd. Terracuita Teifoc S.L. TO-DO TOO(IZUMIYA Co Inc) Touch Transotype Tratto UHU Ursus Vallejo Vinciana editrice VINSENT WHISPER WINSOR&NEWTON world of airbrush Marketing und Sales АВСТРИЙСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ Азбука Декора Арт-Клуб АРТформат АСТ АЭРО-ПРО Бертельсманн Медиа Москау Вельможа Вторбумторгресурсы Гамма Глобус ГОЗНАК Грандпак ЗАО "Гаврилов-Ямский льнокомбинат" ЗАО "Нео Арт КВГ" ЗАО "Подольск Арт-Центр" ЗАО "Профиздат" ЗАО "ФАРМ" ЗМ ЗУБР ЗХК И-текс Игольный завод Издательский дом "Гамма" Издательский дом Гамма Издательство "Кристина - новый век" Издательство "Троица" Издательство "ХПИ" ИП Базлова Светлана Николаевна ИП Бяков Андрей Леонидович ИП Ипин Александр Анатольевич ИП Козин Владимир Михайлович ИП Костин Виктор Юрьевич Калибри Керамика Гжели Китайская Императорская Академия Кларэй КОЛИБРИ Краски ЗХК КузБытХим Ласпи-М Ленстройкерамика Лилия Холдинг Луч Медиус НЕВСКАЯ БУМАГА ОАО "Гамма" ОАО "Троицкая камвольная фабрика" ОЛКИ ООО "Азбука Декора" ООО "Альфа АСТ" ООО "Арлюма" ООО "Викарт" ООО "Издательство Арт-Родник" ООО "Издательство В.Шевчук" ООО "Каменногорская бумажная компания" ООО "Косима" ООО "Красный гипсолитейщик" ООО "Кройтер" ООО "Лилия Холдинг" ООО "Мастернэт ТМ" ООО "Мозаика-С" ООО "НЕВСКАЯ БУМАГА" ООО "НЕВСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ" ООО "Омега" ООО "Оникс-Книга" ООО "РеСтайл" ООО "Риолис" ООО "Рогнеда" ООО "Славянка" ООО "Таир" ООО "Торговый Дом "Бумизделия" ООО "Успех" ООО "Фабер Кастелл Анадолу" ООО "Фила Статионари" ООО "Художественные материалы" ООО "Чип-Арт" ООО "Экслибрис" ООО фирма "АВАЛЕ" ООО"Бегупак+" ООО"ИТ" ООО"Новые технологии" ООО"НПФ"Черная речка" ООО"ТД Гамма" ПКФ "Черная речка" Подольск Арт-Центр Предприятие "И.Т.И." Природоведение и школа Профиздат ПТХ Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака смарт СТАММ Таир Туюкан Холст-Мастер Художественная школа Художественные материалы Художественный совет Ч/л Ч/П Двуреченский Сергей Владимирович ЧЕРНАЯ РЕЧКА Экспоприбор Этон

КОГДА ты заходишь в традиционный японский дом, ты проходишь через аккуратную решетчатую задвижную дверь. Внутри ты, вероятно, увидишь складную украшенную ширму. В комнате ты, возможно, увидишь и другие украшения: куклы, подвешенные свитки с росписями или каллиграфией, абажуры, изящные шкатулочки или коробочки. Одно общее связывает все эти разные предметы: они сделаны из васи — универсальной японской бумаги ручной работы.
Долгая история
Японцы переняли искусство по изготовлению бумаги у Китая в седьмом веке н.э. В течение более тысячи лет васи ручной работы безраздельно господствовал как единственная бумага в Японии. В некоторых местах целые деревни жили за счет заработка от производства бумаги; некоторые из них за изготовление прекрасной бумаги стали знаменитыми.
Ко второй половине XIX столетия, бумажная промышленность в Японии достигла своего золотого века. В стране процветало около тысячи бумажных фабрик. Однако с приходом промышленной революции производство васи, вместе с другими ручными производствами, начало сокращаться. Все же за ее художественные свойства в определенных местностях даже и сегодня поддерживают традицию изготовления васи ручным способом.
Как изготовляется васи

Китайцы изготавливали свою бумагу из шелка, льна, старых бумажных тряпок, рыболовных сетей и коры шелковицы. Вначале японские изготовители бумаги использовали те же самые материалы. Позже они экспериментировали с такими легко доступными материалами, как с внутренним слоем коры митсумата (бумажная шелковица), гампи (японское горное растение) и даже бамбуком.


Вначале сырье должно быть превращено в волокнистую целлюлозу. Этот процесс является трудоемким и кропотливым — сырье размолачивается, распаривается, очищается, вымачивается, отслаивается и подвергается еще другим обработкам. Получившаяся масса перемешивается с водой, чтобы позволить волокну свободно плавать.
В типичной мастерской, где используют гампи, женщины сидят на корточках вокруг больших деревянных кадок, наполненных водой. Они в воде руками очищают и отделяют друг от друга волокна гампи, пока не образуется однородная взвесь.
В эту водянистую смесь другой работник погружает мелкое сито большого размера в жесткой деревянной раме. Когда рама вынимается из воды, вода стекает, оставляя на сите тонкие волокна, которые сцепляются, образуя лист бумаги васи. Чтобы получить хороший лист, подчеркивает настоящий мастер, сито лучше несколько раз погрузить в негустую массу, чем делать лист за один раз из густой массы.


Сито потом опрокидывается на большой стол. Берясь за самый близкий угол сита, работник осторожно поднимает его, оставляя на столе мокрый лист васи. Процесс погружения повторяется, и новый лист кладется поверх первого. Каждый лист делается по отдельности, и вскоре образуется сочащаяся пачка бумаги.
Чтобы листы не прилипали друг к другу, в воду добавляют слизистое вещество, называемое тороро, которое изготавливается из корня определенного вида гибискуса. Эта добавка также делает воду более вязкой, таким образом замедляя вытекание воды через сито. Это способствует лучшему сцеплению волокон. Опытный изготовитель васи может определить на ощупь, когда смесь такая, как надо.
В древние времена листы расстилались каждый по отдельности на досках и сушились на солнце. Хотя этот метод все еще применяется, большинство фабрик васи сушит свою бумагу на разогретых листах нержавеющей стали.
Традиция продолжается
Несмотря на то, что васи больше не является главным средством для письма в Японии, эта бумага все еще имеет свое место в мире искусства. На самом деле, из-за того что из нее изготавливается много традиционных и художественных бумажных изделий, ее часто называют художественной бумагой.
Склеивая полосы васи разных цветов, можно сделать изящные картины, изображающие цветы, деревья, птиц, пейзажи и другие узоры. Рисунки, которые накладываются на васи ксилографией, сделанные такими известными японскими художниками, как Хиросиге и Хокусай, хорошо известны по всему миру. Бумагой васи также пользуются в искусстве, которое называется нихонга. Квадратные листы васи со стороной 1,8 метра или больше, изготовленные специально для этого вида живописи, расписываются водной пастой с пудрой из размельченных камней и цветных стекол. Из этой уникальной бумаги также изготавливаются сумочки, кошельки, веера, зонты, змеи, фонари, бумажные куклы, как и вещи большего размера — перегородки и ширмы. Чтобы поддерживать интерес к этому виду искусства, устраиваются народные выставки, и современные изготовители васи проводят курсы по обучению этому искусству.
Золотой век японского васи сейчас является частью истории. Традиция все же сохраняется для того, чтобы обогащать жизнь людей в суетливом современном обществе.

Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного (курокава), среднего зелёного (надзэкава), и внутреннего белого (сирокава).

После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется. Верхний чёрный слой коры отделяется вручную, а зелёный слой соскабливается. Удаляются неровности и повреждения. Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры. Оставшаяся сирокава просушивается в прохладном месте для дальнейшей обработки.

После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления примесей и отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей. Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно. Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе из гашеной извести, кальцинированной соды, каустической соды или щелока. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне.

Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах. При использовании сильного щелочного раствора, многие не-целлюлозные материалы растворяются, что делает бумагу более мягкой, с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной. Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги.

Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется тиритори (chiritori): приготовленное волокно помещается в бамбуковую корзину в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы и инородные элементы удаляются вручную. Для изготовления белой бумаги до тиритори волокна отбеливают: для этой цели используют гипохлорид натрия или традиционные методы отбеливания – воду или снег. Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка.

Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой. Затем с помощью су (бамбуковой сетки) и кэта (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа. Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.

Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку. Между листами не должен попадать воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают. Стопка листов оставляется на ночь на просушку естественным путём. Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается. Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено.

После совместной сушки листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их. Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.д. Васи готова к использованию!