Как выглядит мольберт для рисования. Мольберт: виды, решения и конструкции, чертежи, изготовление, нюансы

Мольберт своими руками – это экономия в первую очередь и удобство – во вторую. Самодельную вещь можно подогнать именно под себя, сделав ее многофункциональной и отвечающей требованиям каждого члена семьи, использующего его для работы. Также оформление и дизайн можно подстроить под стилистику комнаты, в которой он будет находиться. Тогда это будет не только рабочий инструмент, но и элемент дизайна.

Материалы и инструменты

Мольберты имеют несколько видов, отличающихся своей конструкцией и функциями. От этого зависит и комплект необходимых материалов и инструментов. Для самого простого мольберта достаточно следующих составляющих.

Инструменты:

  • чертеж или простой ручной набросок, по которому вы будете составлять конструкцию;
  • молоток/шуруповерт;
  • гвозди/саморезы;
  • ножовка.

Материалы:

  • сухое дерево – фанера, массив дерева, сосна;
  • рейки.

Все размеры зависят от вашего желания. Учитывайте рост пользователя и размеры полотна.

Настольный

Сделать своими руками настольный мольберт для дома не составит труда и не займет много времени. Его конструкция имеет небольшие размеры.

Для изготовления потребуется 4 рейки – 2 одинаковой длины, одна короче на 1 сантиметр и рейка для перекладины + рейки для рамки или цельный лист фанеры, соответствующие размерам.

Две одинаковые рейки спиливаем под углом 15-20 градусов и соединяем их с короткой палочкой при помощи болта с гайкой или барашком. Это необходимо, чтобы получилась форма подставки. На две спиленные под углом рамки сажаем на клей или гвозди перекладину, а ту, что короче, отводим в сторону. Получается настольная мини-тренога.

Мольберт готов. По желанию к нему можно сделать подрамник или фанерную основу.

Напольный

Имеет множество видов и вариаций изготовления. Каждый из них доступен для изготовления своими силами. Среди преимуществ – разборный, переносной, двусторонний и прочие.

Тренога

Другое название – лира. Подойдет для создания картин и рисования на плотной основе. Удобный раскладной вариант поможет сэкономить место. Можно сделать специальный лист из дерева для подкладки под чертежи.

Здесь пригодится гораздо больше реек и соединительных элементов – 4 двухметровых рейки (2х4,5 см), несколько реек для планок (2х3 см). Чтобы работал раскладной элемент, приобретите болты и анкеры.

Объединить конструкцию можно так же, как для настольного мольберта. Но для большей устойчивости подойдет конструкция с укреплением планками в трех местах – сверху, посередине и снизу. К нижней планке прибавьте полочку для основания и письменных принадлежностей. Заднюю ножку прикрепите на дверную петлю к средней перекладине. Если работать предстоит с большими форматами, то дополните от середины среднюю планку выше основного полотна на необходимое расстояние.

Хлопушка

Чтобы изготовить простой складной мольберт-хлопушку, к основному списку необходимых материалов нужно добавить дверные петли. На выходе мы получим удобный переносной мольберт. Для того, чтобы переносить его было удобно, важно учесть размеры.

Понадобятся заготовки из дерева размерами 1200х50х20 мм – 4 штуки, 560х50х20 мм – 4 шт и 600х100х12 мм – 2 штуки. Далее собираем наш мольберт на ровной поверхности. При установке петель обязательно проверяем угол нашей хлопушки, иначе ножки будут находиться криво, и мольберт будет раскачиваться. Шурупы прикручиваем так, чтобы шляпки врезались вглубь дерева. Чтобы облегчить процесс и избежать сколов дерева, предварительно просверлите отверстия под шурупы тонким сверлом.

Поверхности можно обработать наждачной бумагой или покрыть самоклеящейся пленкой.

Двустороний

Отличный вариант для ребенка. Можно изготовить по принципу хлопушки, однако есть риск, что ребенку будет неудобно, и ножки будут сходиться. Самодельный мольберт предусматривает фиксацию ножек и поверхностей. В домашних условиях это легко сделать при помощи деревянных перемычек на ножки по всему периметру мольберта.

Детский мольберт можно разнообразить украшениями. Также хорошо оставить одну сторону деревянной – для рисования и игр, а вторую сторону сделать металлической, чтобы ребенок мог играть магнитами – буквы, цветные точки и так далее.

Этюдник

Собрать самому для рисования деревянный переносной этюдник также не составит труда. Примерный размер для удобства и комфорта составляет 30х40 см. Основу и крышку лучше делать из дерева, а вот боковые стенки из фанеры. Также понадобятся деревянные брусочки или рейки для соединения элементов, хотя это можно сделать и без них. Для фиксации крышки понадобится металлическая опора на болтах. Если в крышке планируется хранить бумагу или картон, то необходимо сделать крышку на основу с красками и кистями.

Чтобы основа была многофункциональна, то можно сделать границы для красок из реек. Переносной чемоданчик потребует крючок – его можно сделать из проволоки и гвоздика или купить готовый. Ручка может быть короткой под руку или перекидной на плечо. Все это можно позаимствовать от старых портфелей, сумок или чемоданов. Такая вещица будет прекрасным подарком для художника.

Удачные примеры

Мастера на все руки изготавливают самые разнообразные виды мольбертов – с полками, двусторонние, ученические, с подножками.

Мольберт своими руками – прекрасная замена дорогому покупному. Как видно, можно создать любой вариант, нужно лишь желание и фантазия.

Экономя, вы приобретаете полезный предмет в вашем доме для развития и обучения малыша и собственных творческих или рабочих занятий.

О том, как сделать мольберт своими руками, смотрите в следующем видео.

Художники знают, что в первую очередь необходимо подготовить мольберт. Его можно изготовить своими руками по чертежам с размерами. Если не подготовить правильно рабочее место, не расположить в удобном ракурсе необходимые принадлежности, то сложно плодотворно работать.

Так происходит потому, что художнику придется отвлекаться от работы, чтобы достать краски, кисти, бумагу. Организация рабочего места имеет ключевое значение.

Назначение и виды мольберта

Мольберт нужен для того, чтобы положить на него холст, предназначенный для рисования. Освещение, падающее на будущую картину, имеет значение для выбора цвета.

Мольберты различаются по типу и обладают разным наклоном.

Типы подставки для полотна:

  • подрамник;
  • напольный или настольный;
  • станок;
  • лира;
  • этюдник или планшет;
  • тренога.

Каждый вид подставки для холста имеет свое предназначение:

Наименование мольберта Для кого и для чего подходит
Подрамник или хлопушка
  • Подойдет для начинающих художников.
  • Это самая простая подставка для полотна, которую легко сделать в домашних условиях.
  • Такой вид мольберта используют художники-портретисты, когда творят на дому у заказчика.
  • Для крепления бумаги на подрамник используется скотч.
  • Это простое и прочное средство на котором будет располагаться холст.
  • Самый дешевый из всех перечисленных.
  • Легко складывается и становится плоским. В результате при хранении не занимает много места.
Лира
  • Был придуман еще в эпоху Возрождения.
  • Является универсальным напольным мольбертом.
  • Может быть передвижным и стационарным.
  • Является распространенным видом.
  • Им чаще всего пользуются ученики.
  • Собирается с помощью болтов.
  • Представляет собой букву «А».
  • Пригодится для работы и в студии, и в домашних условиях.
  • Из-за его особой формы может быть поставлен в угол и не займет много места при хранении в небольшой комнате
  • Нельзя установить горизонтально. Поэтому он не используется художниками, которые работают с выполнением «мокрых» техник рисования таких, как акварель или гуашь.
Мольберт-станок или студийный
  • Используется для творения над большими картинами.
  • Высоту, наклон для лучшего попадания луча света – все это можно регулировать.
  • Снабжается специальными фиксаторами, которые будут держать холст.
  • Отличается устойчивостью и отсутствием горизонтальной установки.
  • Иностранцы называют такой тип – «Н» мольберты.
  • Так как его можно отклонить параллельно полу, это позволяет сушить работы, написанные маслом, не боясь, что они размажутся.
  • Перед тем, как поставить на сушку творение, на него накидывают ткань, чтобы на свежее изображение не попала пыль.
Тренога
  • Переносная подставка.
  • Чаще всего используют художники-новички, работающие на дому у заказчика, а также те, кто зарабатывает живописью на улицах.
  • Чаще всего для изготовления такого мольберта используют древесину бука.
  • Легкая, поэтому эту установку легко носить с собой, использовать на различных выставках.
Этюдник
  • Подойдет для зарисовок на природе.
  • Является неотъемлемой частью во время пленэров.
  • Можно переносить, закинув на спину, как рюкзак.
Настольный Используются детьми и подростками, то есть теми, кто только занялся познанием живописи.
Трансформер
  • Это фото или видео штатив, который может быть легко переделан в подставку для полотна.
  • Из него получается надежный переносной мольберт.
  • С помощью данного вида подставки холст можно определить в вертикальное положение.
  • На нем легко работать как стоя, так и сидя. Используются материалы среднего размера.
  • Подойдет для людей, которые работают со всеми видами красок, будь то акварель или масло.
  • Покупать трансформер лучше всего от известной фирмы, так как мольберт требователен к качественной фурнитуре, древесине, из которой он изготовлен.

Чертежи с размерами являются главными атрибутами в изготовлении мольберта своими руками, чтобы получить легкую и простую установку с надежной фиксацией.

Многие родители делают своим детям мольберты из картона. Но этот вариант пригодится только для 5-летнего ребенка.

Если будущему художнику больше 7 лет, и он всерьез намерен заниматься этим искусством, то покупается настоящий мольберт. Иначе у малыша может пропасть желание творить из-за того, что он не будет себя чувствовать в окружении необходимых принадлежностей, которые использует настоящий художник.

Правила выбора конструкции мольберта

Малыш не должен с детских лет получить негативное отношение к этому виду искусства из-за неправильно выбранного мольберта.

  • высота;
  • устойчивость;
  • надежная фиксация;
  • ровная доска.
Выбирая мольберт ребенку, обязательно учитывайте характеристики изделия (высота, устойчивость и пр.)

Не следует покупать слишком маленькую подставку или, наоборот, высокую. Иначе ребенку будет неудобно за таким предметом заниматься любимым делом. Главное, чтобы маленький художник мог работать и сидя, и стоя.

Подставка для холста должна хорошо фиксироваться. Она должна быть изготовлена из экологически чистого материала, например, древесины березы. Пластиковые мольберты слишком часто ломаются и быстро приходят в негодность.

Если в семье более двух детей, то лучше сделать или приобрести двусторонний мольберт. Можно сделать поверхности, которые отличаются друг от друга по цвету и исполнению. Например, одну доску сделать для рисования мелом и темного цвета, а доску на другой стороне игры с магнитами или рисования фломастерами.

Для совершеннолетних начинающих художников подойдет тренога. Она легкая и ее удобно носить с собой на случай, если придется рисовать у друга дома.

Профессионалы выбирают мольберты уже исходя из своих потребностей и пристрастий к инструментам , которыми они пользуются во время работы. Также выбор профи зависит от финансовых возможностей, любви к одному из видов творчества, будь то натюрморт, пейзаж или портрет.

Есть еще одна категория людей, использующих мольберты. Это чертежники. Они покупают специальные студийные подставки для холстов, с фиксаторами, специальными отсеками для инструментов, углом наклона. Это крупные мольберты для листов формата А3, на котором инженер-конструктор рисует необходимый чертеж.

Материалы и инструменты для изготовления мольберта своими руками

Для изготовления мольберта своими руками в домашних условиях понадобятся следующие инструменты:

  • саморезы;
  • анкера с гайками;
  • пила;
  • лямка;
  • наждачная бумага;
  • дрель или шуруповерт;
  • молоток;
  • отвертка;
  • деревянный брус;
  • чертежи, по которым будет создаваться подставка для холста.

Настольный мольберт

При изготовлении настольного мольберта важно учитывать рост художника и размеры бумаги, которую он будет использовать.

Для того чтобы изготовить данный вид мольберта своими руками, не нужно самостоятельно рисовать чертежи. Они будут представлены ниже.

Человеку понадобятся следующие материалы:

  • шуруповерт;
  • брус деревянный, желательно сухой, дерево — сосна;
  • рейки;
  • лист фанеры;
  • рояльный навес;
  • ножовка по дереву;
  • шурупы.

Данную подставку можно будет в будущем преобразовать в детский столик для рисования.

Мольберт своими руками (чертежи с размерами показаны на рисунке) изготавливается поэтапно:

Процедура изготовления:

  1. На двух брусках сделать симметричные запилы для наклона фанеры, на которую ляжет полотно.
  2. Сделать квадрат из четырех брусков. Два бруска, где сделаны запилы, расположить параллельно друг другу и соединить шурупами.
  3. Приготовить фанеру. По центру на заднюю часть листа присоединить брус шурупами, к которому с помощью болта с гайкой прикреплена опора. Ее пользователь сможет вставить в любой из сделанных в подставке запилов для того, чтобы пользователь мог дать холсту любой наклон.
  4. С квадратом подставкой лист фанеры скрепляют с помощью рояльного навеса.

Детский для рисования

Во время изготовления детского мольберта для рисования необходимо не забыть про полочку для красок и кисточек, чтобы ребенку не приходилось постоянно отвлекаться на их поиски. Инструмент и требования к дереву те же самые. Мольберт своими руками (чертежи с размерами для детей показаны на рисунке) можно изготовить, не имея опыта работы с деревом.


Детский мольберт для рисования: пошаговое изготовление

Шаги изготовления:

  1. Взять четыре бруска по 1 м. Спилить углы. Зашлифовать наждачкой.
  2. Собрать их вместе и просверлить отверстие на расстоянии 15 см от конца бруса с любой стороны. Скрепить длинным болтом на время.
  3. Отмерить 44 см на 4 брусках от начала до центра. Сделать запилы на всех четырех брусьях.
  4. Перевернуть их, на двух брусках отмерить расстояние для задней перемычки. Сделать запил на двух других брусьях по центру.
  5. Отмерить расстояние на опорной ноге до верхней отметки верхней перемычки 6 см, а от низа опорной ноги до нижней перемычки 13 см. Сделать запил.
  6. Собрать заднюю и переднюю опоры вместе и зафиксировать болтами диаметра М6. Отверстия на брусьях делать немного меньшего диаметра. Если у пользователя получаются другие размеры мольберта, то при сборе необходимо подстраиваться под размер задней опоры.
  7. Теперь осталось сделать полочку для красок и кисточек и прикрепить основание – лист фанеры, на которое будет ложиться холст. Взять лист 40х40 см, шурупами посадить на брусья. Из штапика сделать небольшой бордюр, чтобы кисточки не скатывались на пол.
  8. Взять еще один лист фанеры и прикрепить к передней опоре шурупами. Все лишнее отрезать и зашлифовать наждачной бумагой.

Тренога

Мольберт своими руками (чертежи с размерами показаны на рисунке) изготавливается с учетом дальнейшего использования.

Для изготовления треноги потребуется поочередно проделать следующие шаги:

  1. Отрезать 3 бруска по 140 см. Толщина должна соответствовать 40х40 мм. Для этого вида мольберта удлинять бруски нельзя, так как ребенок не сможет рисовать слишком большие картины. Поэтому он должен получиться компактный и аккуратный.
  2. Если подставка делается для совершеннолетних художников, то длину бруса можно увеличить до 2 м, насколько позволяет потолок. Следует учесть, что в таком случае тренога получится непереносная.
  3. Отрезать 1 м бруска для подставки. Для опоры взять брус толщиной 50х75 мм.
  4. Собирается тренога и крепится опора, как показано на рисунке ниже.
  5. Просверлить отверстие под шпонку в задней ноге по диаметру ее. Желательно брать болт М6. А в боковых ногах сверлить отверстия шире диаметра.
  6. Задняя нога делается откидной.
  7. Прикрепить шнуром заднюю ногу к опоре. Накинуть центр шнура на заднюю ногу, а по бокам опоры прикрепить к саморезам петлями.
  8. Основу изготавливают с учетом максимального разъезда ног.

Хлопушка

Еще один вид мольберта – это хлопушка. По исполнению будет похож на детский для рисования. А по виду напоминает старинную школьную доску. Это легкий и переносной мольберт. При его создании необходимо учесть все размеры, чтобы пользователь мог легко его переносить из одного места в другое.


Хлопушка — мольберт: чертежи с размерами

Шаги изготовления:

  1. Отрезать 4 бруска по следующим размерам: 1200х50х20 мм.
  2. Отрезать еще 4 бруска уже с другими размерами: 560х50х20 мм.
  3. Отрезать 2 бруска со следующими размерами: 600х100х10 мм.
  4. Установить петли на опорах, проверить, чтобы углы сходились ровно.
  5. Сделать потаи в брусках на месте прикручивания шурупов. Просверлить в брусьях отверстия тонким сверлом, чтобы избежать раскола дерева. Посадить шурупы глубоко в дерево, чтобы шляпок не было видно.
  6. На переднюю опору положить лист фанеры и прикрепить шурупами.
  7. Снизу на дополнительную рейку, прикрепленную к ножкам хлопушки, можно присоединить полочку из листа фанеры для красок и кистей.

Мольберт своими руками (чертежи с размерами показаны на рисунке) должен изготавливаться строго по размерам. На чертеже представлен более сложный вид хлопушки.

Двусторонний

Двусторонние мольберты подойдут для использования в классах по рисованию. Потребуется минимум деталей. Изготовить его легко и просто, даже ребенок сможет принять в этом участие.

Шаги создания:

  • Напилить 4 бруса одинаковой высоты, 2 бруса длиной 50 см, 2 штуки по 40 см, сделать один круглый брус длиной 60 см (на нее надевается рулон бумаги) – эти вещи понадобятся для изготовления двустороннего мольберта.
  • Найти центр у длинных опор, саморезами к ним прикрепить поперечины длиной в 50 см.
  • Просверлить боковые брусья для круглой рейки, на которую надевается бумага.

  • Вырезать лобзиком запил в дереве под шуруп. Так как боковой брус цепляется за крючок на вторую стойку. Это сделано для быстрого разбора хлопушки и удобства хранения.
  • Прикрепить эти 2 бруса шурупами с одной стороны, а с другой повесить на саморез.
  • Вставить рулон бумаги в отверстие на брусьях.
  • Прикрепить фанерные листы с обоих сторон шурупами.

Складной

Складной мольберт пригодится в студиях по рисованию. Его удобно переносить или прятать в шкаф. На таких подставках для холста художника разместится не более 70 см бумаги в высоту и около 40 см в ширину.

Но этого вполне достаточно для портретистов, а также для тех, кто исполняет небольшие работы.

Шаги изготовления:

  1. Понадобятся брус – 40х20х170 мм, фанера толщиной 10 мм, болты М6 с шайбами, лямка из ткани.
  2. Создается также, как тренога. На брусках отмерить и пометить карандашом отрезки в 95, 105, 115, 125, 135, 145 см и просверлить отверстия. Затем соединить воедино.
  3. Отрезать брус на 70 см. Отмерить бруске 1 см и 13 см по обоим краям. Просверлить отверстия, чтобы они могли соединиться.
  4. Получившуюся деталь закрепить на опорных ногах.
  5. Один конец лямки прикрепить к ноге опоры, а другой конец — к среднему брусу.
  6. Прикрепить скользящую рамку к опоре для холста и к ножке.

Разборный

Разборный мольберт создается из дерева, скрепленного болтами с барашками, чтобы их можно было легко раскрутить и прикрутить обратно, когда понадобится.

Для его изготовления человек должен сделать следующие шаги:

  • Приготовить брус 40х20х170 мм, рояльную петлю, болты 6х50 мм, барашки – 5 штук.
  • На расстоянии 25, 35, 45, 55, 65 см сделать отверстия на двух брусках. Они понадобятся для крепления рамки, которая будет удерживать холст и определять его размеры.

  • На трех брусках на расстоянии 25 см от верха сделать отверстия и прикрепить к ним брус в 40 см. К задней ножке этот брус должен крепится еще и рояльной петлей. Это сделает его помимо разборного, складным.
  • Болты с задней стороны закручиваются барашками для удобства сборки и разборки.
  • На одну из сделанных снизу отверстий на опорах крепится нижняя планка.
  • Теперь можно располагать художнику свой холст на мольберте и начинать творить.

Такой мольберт можно поставить в дальний угол комнаты и накрыть тканью, если нет надобности его использовать. Либо положить на антресоль шкафа. Разборные части и размеры позволяют делать с ним все, что угодно.

Все представленные выше мольберты, которые можно сделать своими руками по чертежам с размерами, исключительно простые и универсальные. Добавляя определенные компоненты к ним, можно получить модернизированный, переносной или стационарный мольберт. Главное не бояться экспериментировать.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про изготовление мольбертов

Видеоинструкция, как сделать мольберт (чертежи с размерами):

Делаем мольберт своими руками. МК!!! June 14th, 2014

Делаем мольберт своими руками.
Как сделать мольберт своими руками?

Дать ответ на этот вопрос помогут наши специалисты компании «Ecodrevo»

Мы будем делать «мольберт тренога».

Данный мольберт тренога напольный, предназначен для демонстраций картин, а так же различных работ выполненных на планшете.
«Мольберт тренога» сделать не сложно, и быстро по времени. При наличии материала и комплектующих «мольберт тренога» реально сделать за 30 минут.
Вот что вам необходимо для изготовления мольберта:

  1. Сосновая сухая планка без сучков. Можно использовать другие породы дерева.
    Длина- 1200 мм. Ширина-20 мм. Высота-20 мм. - 3 шт.
    Длина 550 мм. Ширина-20 мм. Высота-20 мм - 1 шт.
    Длина 550 мм. Ширина - 40 мм. Высота-20 мм - 1 шт.
  2. Оконный штапик длиной- 550 мм. -1шт.
    Он будет служить бортиком нижней опорной планки.
  3. Мебельный винт. Длина- 90 мм. Диаметр-5мм. -2шт.
  4. Барашки. Диаметр - 5мм. -3шт.
  5. Шайбы.15*12 мм - 3шт.
  6. Наждачная бумага зернистостью 150-180. Тонкая.
  7. Маленький тюбик клея ПВА или клей по дереву.
    Вот это все, что вам нужно приобрести для изготовления «мольберт тренога».
    А так же вам понадобиться инструмент, дрель и ножовка по дереву.

Возьмем одну планку длиной 1200 мм. С одного конца планки с двух сторон ножовкой сделаем срез. (См. ниже на фото)
Все деревянные планки обработаем наждачной бумагой.
На планку длиной 550 мм. Шириной-40 мм. Высотой-20 мм. Наложим штапик и предварительно нанесем слой клея ПВА. Далее положим под пресс для хорошего склеивания деревянных изделий.
(См. ниже на фото)
И последняя операция перед сборкой мольберта.
Высверливаем отверстия на планках. Диаметр отверстий 5 мм. И пять отверстий.
На планках:
Длиной — 1200 мм. Шириной-20 мм. Высотой-20 мм. - 3 отверстия. (с одного верхнего конца планки)
Длиной 550 мм. Шириной-20 мм. Высотой-20 мм - 1 отверстие. (середина планки.)
Длиной 550 мм. Шириной - 40 мм. Высотой-20 мм - 1 отверстие. (середина планки.)
(См. ниже на фото)
Далее скрепляем винтами и накручиваем на винты шайбы и барашки.

Вот вы и сделали мольберт своими руками.

Мольберты-хлопушки

Талантливым любителям искусства, регулярно посвящающим свое личное время рисованию, известно, что для повышения комфорта и удобства совершать созидательный процесс лучше не на весу, а на специальном приспособлении, мольберте. Профессиональные его модели принято покупать в определенных магазинах, а вот простые варианты, небольшого размера, так называемые хлопушки, легко можно изготовить самостоятельно. Мольберт своими руками - хороший вариант, подходящий как для тех, кто только начинает творить, так и для тех, кто уже смог преуспеть на этом поприще.

Первый этап, или С чего начать

Чтобы сделать мольберт своими руками, вам понадобится первоначальный чертеж или схема, которой необходимо будет руководствоваться в процессе сборки. Если вы не являетесь профессиональным плотником, то не стремитесь прибегать к сложным схемам.

Простые модели не менее функциональны, зато часто выигрывают за счет практичности. Их легко использовать, собирать и разбирать, а также при необходимости перевозить с места на место. Перед тем как сделать мольберт своими руками, необходима предварительная подготовка каждой деревянной детали. С этой целью обычно применяется наждачная бумага, она придает дереву законченный внешний вид и делает поверхность более безопасной. После чего понадобится составить перечень материалов и инструментов, которые будут задействованы для изготовления мольберта. В зависимости от модели, такой список может незначительно отличаться. В целом мольберт, своими руками выполняемый, потребует от вас закупки следующих компонентов: минимум два деревянных бруса; элементы крепления, саморезы и болты; лист фанеры; инструмент для осуществления работ. Это может быть лобзик или дрель.

Определяем размеры

Мольберт, своими руками созданный, в минимальном варианте будет состоять из четырех брусков и листа фанеры. Приобрести деревянные элементы можно на любом простом рынке. Если вы не можете определиться с подходящими размерами, используйте классический вариант.

Оптимальной является высота бруса порядка двух метров, толщина фанерного листа порядка трех миллиметров, а его размер сто на шестьдесят сантиметров.

Основной процесс

Определитесь с высотой мольберта, от правильного подбора данной характеристики зависит комфорт вашей работы. Помните, что рисовать можно как сидя, так и стоя. От того, каким образом будет осуществляться данный процесс, зависит многое. Как только будет определена высота, от деревянных брусков можно будет отделить рейки, которые будут использованы в качестве ножек для подставки. Очень важно, чтобы все элементы были одинакового размера. Остатки брусьев обычно используются для того, чтобы скрепить ножки пюпитра между собой. Размеры таких креплений по ширине должны быть идентичными с листом фанеры. Ножки по обыкновению соединяются посередине и в верхней их части. В качестве соединительных элементов могут выступать болты, саморезы, деревянные чепики и даже клей. Для придания конструкции дополнительной прочности рекомендуется использовать сразу несколько способов.

Пару слов в финале

При необходимости к мольберту прикрепляется еще одна горизонтальная линейка, на которой можно зафиксировать лист фанеры. При желании на ней можно будет хранить минимально необходимый набор инструментов. Готовую подставку можно обработать акриловой краской или специальным лаком.

Как видите, мольберт своими руками сделать совсем несложно, зато весьма увлекательно.

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога


Лира

Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Видео: мольберт-тренога своими руками


Настольный (для акварели)

Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.

Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).

Еще один трансформер

В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.

Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.

Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.

Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:

Видео: переносной самодельный мольберт

Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.

Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:

Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.

Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.

Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.