Патинированные мебельные фасады — что это? Что такое патина Природа возникновения патины.

От любителей старинных вещей очень часто можно слышать такое слово, как «патина». Что это такое, наверняка хотели бы узнать многие пользователи интернета. Ниже в статье мы постараемся дать на этот вопрос самый подробный ответ. Итак, что же такое патина?

Определение понятия

Все, кто когда-либо посещал музей, наверняка видели зеленоватые старинные монеты, потемневшие со временем канделябры, бра и т. д. Покрывающий эти металлические предметы налет и называется патиной. Цвет такой пленки может варьироваться в широких пределах. Чаще всего образующаяся под действием атмосферных факторов при естественном старении патина имеет зеленоватый оттенок. Но иногда он бывает коричневым, темно-серым или голубоватым.

Химическая формула

Ответ на вопрос: «Патина — что это такое?» с точки зрения химика очень прост. Образующаяся на меди пленка представляет собой не что иное, как обычный CuCO 3 . Это может быть, к примеру, Cu 2 (CO 3)(OH) 2 или Cu 3 (CO 3)2(OH). Налет первой разновидности имеет зеленоватые оттенки (малахит), второй - голубоватые (азурит).

Естественное патинирование обычно происходит в течение довольно-таки длительного времени. Чаще всего пленка такого вещества, как карбонат меди, на изделиях, в зависимости от условий, образуется в течение 5-25 лет. Если предмет находится во влажной среде, окисление, конечно же, будет идти быстрее. В сухом помещении налетом изделие покроется соответственно позже.

Изначально понятие «патина» (что это такое вы теперь знаете) применялось только к пленке, образующейся на меди, бронзе или латуни. Позднее этим же словом начали называть и налет, появляющийся на дереве, гипсе, синеватый оттенок на вороненой стали и т. д.

История патинирования

О том, что старинные вещи выглядят солидно и престижно, знают все. Причиной этому обычно и является карбонат меди - патина. Поскольку ждать, когда на поверхности того или иного изделия появится этот благородный налет приходится очень долго, были разработаны различные методики, позволяющие получить его искусственным путем.

Первые вручную состаренные вещи начали изготавливать еще в 14 веке во Флоренции. Для патинирования тогда использовали гипс, которым заполняли пустоты на поверхности деревянных изделий. После высыхания алебастровой смеси на изделие наклеивалась Затем все покрывалось лаком.

Технология искусственного патинирования металлов также была разработана довольно-таки давно. Древние мастера заметили то, что образующийся при выгорании жира на металлической посуде налет задерживает ее ржавление. Поэтому примерно такую же по химическому составу пленку начали наносить на скульптурки и другие художественные отливки.

Где используется патинирование

Сегодня по этой методике также чаще всего украшают мебель, предназначенную для жилых помещений. Иногда патинирование применяется для искусственного состаривания предметов декора в кабинетах деловых людей. Очень эффектно выглядят и отделанные таким образом кованые изделия. Патинированием могут украшаться металлические перила лестниц, заборы, парапеты балконов и т. д.

Также очень часто эта методика используется для искусственного состаривания медных и латунных чеканок. Как и в прошлом, патинирование иногда можно видеть на литых металлических (стальных, бронзовых и чугунных) предметах декора. Бывает, что подобным образом изготавливают сувенирные «старинные» монеты, медали, гербы и т. д. Очень часто искусственная патина покрывает медные люстры, бра, декоративные пластины для розеток и т. д.

Искусственная патина: состаривание краской

Для патинирования мебели, панно, и пр. очень часто применяется именно эта щадящая методика. Выполняется состаривание краской следующим образом:


Влияние времени на предметы иногда оказывается не разрушающим, а приводит к образованию такого декоративного покрытия, как патина. В последнее время среди модных тенденций в мире дизайна интерьеров она занимает почетное место при создании необыкновенных комнат с атмосферой старины.

Для того, чтобы предмет покрылся патиной, должно пройти немало лет, и стоит заметить, что возникает она в природных условиях только на меди и ее сплавах. Поэтому декораторы научились создавать характерное покрытие искусственно, используя специальные лаки, краски и кислоты, состаривая с их помощью не только металлы, но и деревянную мебель.

Природа возникновения патины

Искусственную патину можно образовать на различных металлических и деревянных предметах, от декора до крупной мебели, фонтанов, перил, дверей, используя особые растворы, содержащие окислители и кислоты.

Патиной называют зеленоватый налет, образующийся на меди в течение длительного времени под влиянием окружающих сред — влаги и воздуха. Слой за слоем она покрывает поверхность оксидно-карбонатной пленкой декоративные предметы, монеты, памятники и технические изделия.

Процесс искусственного патинирования декоративных объектов существенно отличается от воздействия, к примеру, на памятники и скульптуры. Так, небольшие шкатулки, зеркала и мебель можно декорировать патиной, используя для этого специальные, готовые растворы, лаки и краски, приобретенные в художественных магазинах.

Объекты, находящиеся в природных условиях, подвергаются более серьезному процессу в несколько этапов:

  1. Полное очищение поверхности прибором сверхзвуковой струей воздуха.
  2. Нанесение тонкого слоя, имитирующего настоящую патину.
  3. Введение ингибитора коррозии в первый слой.
  4. Барьерная защита естественным полимером (воском), препятствующим разрушению.


Преимущества патинирования

В современном интерьере патину используют как в небольших количествах на декоративных объектах, так и довольно масштабно, нанося ее на фасады мебельных гарнитуров и отдельно стоящие предметы (комоды, тумбы, столы и стулья, рамы картин и зеркал). Вследствие чего, образованная на поверхности пленка защищает их от повреждений и имеет следующие преимущества:

  1. Предметы, покрытые слоем патины более устойчивые к деформированию.
  2. -Патина упрощает уход за мебелью.
  3. Благодаря патине обстановка интерьера становится более загадочной и уникальной, высоко декоративной.
  4. Лаковый слой препятствует пагубному влиянию химических средств, и стойко переносит механическое воздействие на предмет.

Патина дает возможность преобразить мебель или декор, добавить им характер. Дизайнеры и декораторы сегодня используют ее, чтобы добиться эффекта антикварной состаренности на классической мебели, способ чернения применяют для светлых деревянных предметов и окисляют металлические элементы (дверные ручки, рамы, ковку, базы торшеров и ламп).


1

В каких стилях используется мебель с патиной

Выделяют несколько основных направлений, для которых использование патинированных предметов наиболее характерно.

Классические фасады мебели нередко покрывают золотым слоем в местах резного декора, чтобы оттенить его.

Прованс

Эффект состаренной поверхности постоянно присутствует в уютных интерьерах в стиле французской провинции. Грани и стыки деревянных стульев, шкафов и столов, настенных и напольных зеркал здесь, чаще всего, шлифуют песком и чернят. Получается характерный налет, благодаря которому мебель выглядит немного антикварной, старинной, и такой изящной.


1

Кантри

В кантри интерьере, зачастую, патинируют именно металлические изделия, которые приобретают некую брутальность на фоне грубо обработанного дерева, используемого здесь в большом количестве.

Ретро и винтаж

Предметы с историей – это основные компоненты данных стилей, поэтому патина, будь-то на металлических элементах или деревянных корпусах, будет особенно актуальной.

Возможно, использование искусственного патинирования поможет существенно сократить время поиска аутентичных объектов, а значит, даже новые предметы, покрытые зеленоватым, бурым или серым слоем, прекрасно впишутся винтажную обстановку и станут главным ее украшением.


1

Шебби-шик

Потертости – основная черта стиля, а патина — особенно, поскольку без видимых признаков влияния времени шебби интерьер не может состоятся. К слову, шебби-шик — это тот стиль, в котором искусственный процесс состаривания предметов обстановки используется постоянно, и является ее смыслом.

Бохо

Атмосфера жилья в стиле бохо отражает характер и привычки хозяев дома. Здесь все должно быть пронизано уникальным духом, уверенны, что среди предметов, наполняющих комнаты, есть особенные, милые сердцу вещи, возможно, из настоящего или прошлого.

Определенно, патинированные предметы в бохо интерьере, подчас, занимают особенное место и влияют на обстановку, делая ее более фактурной и необычной. Это могут быть патинированные венские стулья, кованные подсвечники в марокканском стиле с зеленоватым налетом, или бабушкина шкатулка для украшений.


В среде нумизматов и кладоискателей обычное окисление поверхности монеты принято называть изысканным словом «патина». А вот химик может сказать, что такое явление ничем не отличается от ржавчины на железе. Однако именно патина придает старинной монете особый шарм, свидетельствуя о ее подлинности.

Красивая патина может сказать о том, что монету хранили бережно и правильно. Но факт остается фактом: монета, покрытая патиной, умирает. Спустя десять тысяч лет монета полностью преобразуется в продукты окисления, слой патины проглотит ее целиком. Правда, процесс этот крайне медленный, и «налет эпох» на монетах очень ценят опытные коллекционеры (неопытные предпочитают монеты с блеском).

При этом не всякий вид патины считается привлекательным. Если патина, например, легла неровными бесформенными пятнами, то рейтинг и стоимость монеты падают.

Виды монетной патины

Серебряная патина

Образуется благодаря небольшому количеству сероводорода в воздухе либо в предметах (бумага, кожаные кошельки, холщовые мешочки) возле монеты. На поверхности серебряного кругляша образуется тонкий слой сульфида серебра. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов обычно черного цвета из-за воздействия серы, которая образуется в результате разложения органики в почве.

Хотя случай с сульфидом серебра - наиболее частый, серебро реагирует не только с серой. Например, реакция с хлоридами, содержащимися в почве, приводит к появлению непривлекательных серых и черных пятен, которые как наросты выступают над поверхностью монеты. Так образуется «роговое серебро».

Иногда серебряная монета патиной обязана металлу, входящему в ее сплав - например, меди. Серебряная монета с медью может покрыться зеленым налетом, с латунью или бронзой - красным или грязно-бурым.

Медная патина

Патина на медных монетах тоже разная. Коричневая или черная вызвана оксидом меди, зеленая - сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, возникает из-за хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. Болезнь заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих!

Золотая патина

Хоть золото и менее всего химически активно, старинные и древние золотые монеты часто содержали в себе примеси. Благодаря этому мы видим патину и на золотых монетных дисках.Так, золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут возникнуть от хранения золотых монет с медными.

Никелевая патина

Никель покрывается патиной незначительной, легкой, по цвету - дымчато-серой,либо бледно-голубой. Иногда бывает слегка золотистый оттенок. А вот радужная патина на никеле, со множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.

Кабинетная патина

Такое понятие, как «кабинетная патина» существует лишь в российском лексиконе. Когда вы слышите это словосочетание, вы сразу можете понять, что монета хранилась в помещении, а не была только что извлечена из-под земли удачливыми кладоискателями. Из истории понятия: «кабинетами» в царской России называли шкафчики для хранения монет, которые изготавливались из ценных пород дерева и отделывались бархатом. Патина в таких «кабинетах» образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались стенки шкафчика.

А что на Западе?

На Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты даже иногда оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.

Искусственная патина

Искусственной патиной можно считать патину, которая наведена за короткое время. Способов ее навести очень много. Практикуется запекание в духовке внутри картофелины, обжиг паяльной лампой, окунание в кислоту, выдерживание в закрытой посуде со спичечными головками (такие монеты отличаются специфическим запахом), окуривание сигаретным дымом, выдерживание в отбеливателе, в содержащих серу химикатах, намазывание серной мазью или йодом.

Есть и другие не совсем честные технологии: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или в дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.

Распознать поддельную патину можно. Ее характерные признаки таковы:

  • округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
  • цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
  • патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
  • нелепые цвета на серебряных монетах - хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;
  • патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
  • патина лежит поверх царапин или других отметин;
  • патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;
  • патина имеет желто-коричневую дымчатую окраску (своим появлением она обязана табачному дыму)

Помните, что искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты, а натуральная может расцениваться как особое преимущество.

  1. Искусственное состаривание
  2. Патина на дереве
  3. Подробное описание композиций
  4. Технология нанесения патины

Идеально чистая и глянцевая поверхность – признак новизны предмета интерьера или мебели. Но состаренное дерево зачастую ценится выше, особенно, если речь идет о классической обстановке комнаты. Искусственное патинирование дерева – быстрый способ получить состаренную гладь любой деревянной и не только поверхности.

Первоначально патина представляла собой окислившийся медный слой на мебели, зеркальных багетах, колоннах и других архитектурных элементах в дворцах и имениях состоятельных людей. Такой эффект достигался спустя много лет службы предмета. Пленка имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.

Со временем патиной стали называть любой налет, появляющийся на металлических и деревянных поверхностях.

Естественная природа происхождения

Естественное патинирование происходит под влиянием кислорода на окисляемую поверхность. Будь то дерево или металл, налет придает предмету возраст и шарм. В основном эффект проявляется на резных и кованных текстурах – в этих местах много преломлений поверхности, где происходит истирание основного защитного слоя.

К благородному налету не относятся сильно коррозированные участки, которые негативно отражаются на целостности и эстетическом виде поверхности.

Искусственное состаривание

Под состариванием древесины и любой другой поверхности дизайнеры имеют в виду создание эффекта окислившегося материала, придающего мебели и утвари благородное звучание. Но ждать, когда процесс произойдет естественным путем невероятно долго.

Современные технологии помогли с решением – искусственная патина. Это покрытие специальными красящими составами по особой технологии.

Материалы для самостоятельного патинирования

  1. Специальная краска, в состав которой часто входят частицы настоящих благородных металлов – серебра, бронзы, золота. Такое покрытие более износостойкое, чем естественная патина, оно защищает древесину от разрушения благодаря плотной текстуре с минимальной пористостью.
  2. Любая краска на традиционной основе поможет создать имитацию благородной поверхности. Цвет в этом случае может быть любым – от естественных золотистых до несвойственных ярких голубых, фиолетовых, красных и т.д.

Патина на дереве

Не каждое изделие из древесины может покрыться естественным налетом без разрушения основной структуры – это свойственно только плотным, устойчивым к влажности породам, например, дубу или ясеню . Разумеется, эффект произвольно образуется только на цельном массиве, на современных фасадах из МДФ его образование невозможно.

Искусственная патина применяется на любых поверхностях:

  • Из массива;
  • На ламелях;
  • По МДФ.

Для получения эффекта старины применяют химическое воздействие на поверхность в сочетании с механическим.

Разновидности патиновых составов

Для покраски «старины» используют составы на основе разных веществ:

  • Битум;
  • Акрил;
  • Воск;
  • Шеллак;
  • Масло.

Эти вещества создают патинирование разных оттенков с индивидуальными эффектами:

  • Фрагментное облагораживание;
  • Полное покрытие;
  • Эффект кракелюра.

Патина может быть разной по консистенции :

  1. Густая patina представлена в виде пасты. Она предназначена для золочения дерева в оттенки от желтых до красных, приближенных к цвету натурального золота.
  2. Жидкая патина для дерева на водной или синтетической основе насыщает рисунок древесины до благородных оттенков, добавляет легкий эффект сияния.
  3. Фацетный лак поможет создать углубленный эффект состаривания с растрескиванием покрытия (кракелюр).

Подробное описание композиций

Кухонная мебель с патиной или шкаф с золоченым обрамлением – обработать можно любое деревянное изделие, у которого есть фактура. Стоит отметить, что покрытие металла и дерева осуществляют составами на разной основе – у них особые характеристики устойчивости и адгезии с основанием.

Морилка

Почти в каждом доме найдется изделие из древесины с патинированием. Покрытие доскок морилкой – один из способов облагораживания изделий с опцией защиты от грибков, плесени , проникновения влаги и гниения.

Для усиления эффекта рабочую поверхность брашируют: удается сохранить продольные жесткие волокна, мягкие удаляются специальной жесткой щеткой. Таким образом обрабатывают натуральный массив в домашних условиях. Правда, цвет патины в таком случае один – морилка выполнена в темном оттенке, золочения ожидать не придется.

Битум

Казалось бы, далекий от искусства материал – битум. Но патина по дереву из него самая податливая и простая в нанесении, ей можно сделать насыщенное золочение или тонкий налет. Битумный лак вычерняет углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхность грани. Производится на основе битумного полимера и скипидара или уайт-спирита, потому после высыхания обработанную поверхность нужно закрепить шеллачным лаком.

Акрил

Универсальный материал на водной основе для патинирования поверхностей из металла, дерева, гипса. Отличается стойкостью, хорошей адгезией к основаниям, защищает структуру древесины от намокания и заселения микрофлоры.

Технология патинирования древесины не содержит премудростей: можно покрасить всю поверхность или нанести цвет выборочно на выступающие части резьбы. Составы разных оттенков наносят в несколько слоев – получается сложный цветовой орнамент.

Старина из акриловой патины может быть любого цвета:

  • Золото;
  • Серебро;
  • Голубизна;
  • Другие возможные оттенки.

Комбинации светлых и темных красок способны придавать насыщенный эффект состаривания благородного дерева.

Воск

Восковой состав оставляет на поверхности перламутровый перелив, который выгодно подчеркивает рельеф резьбы. Покрытие медленно застывает, легко наносится без особых навыков и инструментов.

Краска из воска нетоксична и безопасна, что делает ее применение на кухне предпочтительным. Стойкость и способность воска проникать в пористую поверхность древесины обеспечивает хорошую стойкость к влажности , уборке.

Шеллак

Краска-лак из шеллака красновато-коричневая или желтоватый налет. Она помогает сохранить основной цвет и видимую структуру основания, если использовать шеллак как самостоятельное средство. В большинстве случаев он применяется в качестве покрывающего слоя для других составов, в технике декупаж и при покраске.

Масло

Масляный раствор выгодно обыгрывает структуру дерева насыщением цвета. Материал аналогичен шеллачному раствору, но его нельзя использовать в технике декупаж – масло не фиксирует, а растворяет бумагу. Используется в качестве покрытия и защиты менее стойких красок.

Технология нанесения патины

Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.

Подготовка поверхности

Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает. Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

  1. Брашируем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
  2. Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.

Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.

Классическое патинирование

Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:

  • Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата. Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
  • По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
  • При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
  • После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
  • Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.

Морилка для мебели

Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.

Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.

  • На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
  • Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
  • После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
  • Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
  • Результат фиксируем шеллаком.

Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов :

Кракелюр

Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:

  • Фацетный лак;
  • Патина.

Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.

Искусственные потертости

Приведенный ниже метод универсален для массива дерева и МДФ.

  1. Берем патину более тёмного оттенка, чем основная поверхность и наносим ее первым слоем.
  2. Парафином натираем выступающие фрагменты: резьбу, ковку, обрамление изделия.
  3. Теперь наносим более светлую патину.
  4. Снимаем парафин шпателем, шлифуем дерево.

Данный вид покрытия углубляет структуру и самым выгодным образом подчеркивает рисунок дерева и резьбы.

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину.

Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.

Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.

Патина

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка (patina) и на сегодняшний день имеет два значения: 1 - естественный налет на поверхности металлов (в основном меди и медьсодержащих сплавов), камня (например, мрамора) и изделий из дерева; 2 - искусственная пленка, применяемая при изготовлении изделий из вышеупомянутых материалов для придания им антикварного вида.

Существует множество оттенков натуральной медной патины – от зеленого к оливковому, голубому, землистому, красному и, наконец, черному. Все это многообразие дает медь и два ее основных сплава - бронза и латунь под воздействием внешней среды в течение длительного времени. Например, чтобы на поверхности медного кровельного листа образовалась патина зеленого цвета, потребуется от 5 до 25 лет. Время образования такого налета будет зависеть от естественных условий - климата, химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь лишь потускнеет, в течение последующих 1-3 лет станет темно-коричневой и лишь затем - зеленой. Повышенная влажность климата может ускорить этот процесс. Естественная, благородная патина весьма декоративна и, к тому же, способствует сохранению медного изделия от коррозии, поэтому спрос на нее велик. Это заставило мастеров задуматься над проблемой искусственного состаривания изделий как способом ускоренного образования патины.

На сегодня существует огромный выбор специальных красок и химических реагентов для создания патины технологическим путем. Средства для патины различаются по типу материала, для которого предназначены, например, металла, гипса, дерева, а также по эффекту внешнего вида у изделия (медь, античное золото, потертости). С их помощью стало возможно придать обыкновенной вещи респектабельный антикварный вид, преобразить вышедшую из моды и надоевшую мебель, улучшить качества кровли и предохранить ее от коррозии. Было бы желание и фантазия.