Изготовление домашних иконостасов, киотов, полок для икон. Самодельная полка для икон

В каждом храме имеется большое количество икон, многие верующие предпочитают и дома обустроить место для поклонения Богу. Оно служит для чтения молитвенного правила, . Возле спокойных ликов небесных покровителей намного легче возносить просьбы к Господу.

История возникновения церковного убранства насчитывает многие столетия. Изначально в храмах, вообще, не было перегородок, затем появились завесы, из-за которых не было видно алтарной части. Со временем оформление православных храмов трансформировалось до нынешнего состояния.

Личное жилище христианина должно являть собой как бы продолжение Церкви. Об этом и говорит «красный угол» . Он имеет в первую очередь молитвенное назначение. Также в «божнице» принято хранить почитаемые предметы — освященную вербу, яйца, богоявленскую воду.

Виды иконостасов бывают различными, приобрести их можно как в церковных лавках, так и заказать. Цены на изделия частных мастеров в Москве начинаются с 800 руб. Они зависят от размера, формы, материала и сложности выполненной работы.

В этом вопросе многие следуют традициям — иконостас располагается так, чтобы его хорошо было видно прямо от входа. Делается это из-за того, что по древнему обычаю гость должен сразу поклониться Господу и святым. Сначала надо совершить крестное знамение, затем прочесть краткую молитву, пожелать мира тому дому, который принимает гостя.

По церковной традиции в храмах алтарная часть, огороженная иконостасом, расположена на восточной стороне здания . Если имеется такая возможность, надо и домашние образа разместить по этому принципу. Но на практике это не всегда осуществимо, да Церковь этого и не требует. Где же расположить «красный угол»?

  • Место возле икон отдается только для святого , на нем не должно находиться посторонних вещей — телевизор, плакаты, прочие современные вещи располагаются в стороне.
  • По древней традиции образа (как в храме, так и в квартире) принято украшать исключительно живыми цветами . Они — символ вечной жизни, воскресения, Божьей силы.
  • Здесь самое место лампаде, церковной свече, освященному церковному маслу .
  • Бутылку со святой водой можно хранить как на полке с иконами, так и в другом месте.

Лампада может быть любой — как подвесной, так и нет. Горящий огонек символизирует человеческое сердце, которое пылает в любви к Богу. Она выражается в молитве, поэтому возжигают свечи и (или) лампады во время чтения молитвенного правила, акафистов, Псалтири. Использовать можно специальное церковное масло или оливковое (первого отжима), как было во времена древней церкви.

Не следует возле образов ставить фотографии известных духовников, современных праведников. Перед иконами должно помещаться хотя бы двое человек, ведь семья традиционно молится совместно.

Свой молитвенный угол может быть по размеру и форме очень разным. Самые простые иконостасы можно приобрести в любой церковной лавке. Цена на простые деревянные угловые полочки довольно невысокая. Важно также какие именно образа будут находиться на глазах у членов семьи.

Четких правил для мирян в этом вопросе не существует. Главное, чтобы присутствовали две основные иконы — Господа Иисуса Христа и Богородицы . Чаще всего берутся поясные изображения. Рука Сына Божьего поднята в благословении, в целом в композиции минимум динамики. Божия Матерь чаще всего изображается вместе с Богомладенцем — она держит Сына на руках.

Но, вообще, можно руководствоваться личными предпочтениями. Со временем, вероятно, в семье будут появляться новые образа. Совершенно не обязательно все их вывешивать на стену, ведь основная цель — не показать свою коллекцию, а собрать внимание человека на молитве. Из-за чрезмерного количества верующему будет трудно сосредоточиться. Святыни можно хранить в коробке , временами убирать одни и выставлять другие, сообразуясь с церковным календарем.

Как правило, в квартирах верующих Москвы (и других городов России) можно увидеть изображения и прочих православных святых. Например, покровителем столицы является Георгий Победоносец . Также там очень почитают старицу Матрону . Нелишним будет поместить на полку лики святых, чьи имена носят хозяева дома.

Самостоятельное изготовление

Многие магазины, распложенные в Москве, сегодня продают товары удаленно, доставляя их почтой, некоторые даже не требуют предоплаты. Можно собрать свой «красный угол» буквально не выходя из дома.

Но не всех устраивают готовые варианты. Некоторые мастера занимаются изготовлением домашних иконостасов на заказ. Однако не каждому это будет по карману. Умельцы могут сделать домашнюю полку для икон из дерева и в домашних условиях . Конечно, потребуется время и усердие, но в целом ничего невозможно в этом деле нет.

  • Для начала следует изготовить или найти в сети интернет чертежи . Изделие может состоять из одного или нескольких ярусов. Конструкция должна быть безопасной, если хозяева собираются использовать лампады. Расстояние между полками необходимо сделать достаточно большим, чтобы дерево не нагревалось.
  • Высота размещения конструкции не играет принципиальной роли. Хозяевам должно быть удобно ставить образа, снимать их, чтобы вытереть пыль. Желательно, чтобы святые иконы находились ненамного выше уровня глаз , тогда ничто не будет отвлекать от молитвы.
  • Можно смастерить не полочки, а шкафчик — киот . Тогда следует учесть размеры образов, которые будут там расположены. Внизу можно сделать полочку, где будет храниться Священное Писание, подсвечники, освященное масло и т. п.

Заключение

Согласно православной традиции, святые образа не должны крепиться к стене, их необходимо поместить на особую полочку или в специальный шкафчик. Можно самостоятельно обустроить божницу либо приобрести готовый вариант. Цены зависят от материала, размеров и т. д., каждый верующий сможет подобрать что-то под свой бюджет. Главное — не стоимость иконостаса, а то, сколько веры будет в сердце человека во время нахождения возле святого места.




Из образов Божьей Матери русскому народу особенно полюбились иконы типа «Умиление» и «Одигитрия» (Путеводительница). На первом образе Дева Мария держит на своих руках младенца, который нежно обнимает ее за шею и прижимается к щеке. Самой известной иконой данного типа считается Владимирский образ Божьей Матери. Отличительной его особенностью является то, что левая пяточка младенца целиком повернута наружу. На образе Одигитрия Божья Матерь изображена с младенцем, который в правой руке держит сверток, а левой осеняет всех молящихся крестным знамением. Ярким примером данного образа являются Казанская икона, «Скоропослушница», «Споручница Грешных».

Дополнительные образы Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона - врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербургской , которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества. В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской . Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь.

Главная ценность - это ваша вера и стремление к духовному совершенствованию.

Человек, мало разбирающийся в тонкостях религии, вряд ли увидит различия во внутреннем убранстве современных старообрядческого и новообрядческого храмов. Зато убранство домашней старообрядческой моленной разительным образом отличается от того, что можно увидеть в красном углу прихожанина Московской Патриархии.

Как правильно подметил однажды новообрядный миссионер о. Андрей Кураев , домашние иконостасы чад господствующего исповедания перестали быть Христоцентричными. В них почти нельзя встретить икону Христа, зато почетное место занимают внушительных размеров иконы Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадского и иных почитаемых старцев.

Особенности расположения домашнего иконостаса у старообрядцев

Староверие даже во всех своих народных проявлениях всегда оставалось Христоцентричным. В центре православного, старообрядческого иконостаса всегда находится икона Спасителя либо крест с распятием. Расположение прочих икон в домашнем иконостасе, как правило, произвольное, поскольку в домашних условиях не всегда есть возможность собрать полный церковный иконостас.


Впрочем, большинство христиан соблюдают правило расположения икон по их статусу. Рядом с центральной иконой Христа обычно располагают иконы Пресвятыя Богородицы, Св. пророка и Предотечи Господня Иоанна, затем идут святители, преподобные и т. д.

Что следует знать, приобретая икону либо заказывая иконописцу

Сегодня не сложно заказать или приобрести иконы канонического письма. Конечно, стоят они недешево, но надо помнить, что такое священное изображение приобретается на всю жизнь и будет передано потомкам. Заказывая иконы новообрядческим иконописцам, не следует забывать, что даже лучшие из них, умеющие писать в необходимой канонической манере, крайне невнимательны к частностям и часто допускают досадные ошибки в перстоложении, символике деталей, одежде и облачениях и т. п. Особенно следует быть внимательным к надписям. Нередко доводится видеть работы современных новообрядческих иконописцев, включая «точные» списки с древних икон с надписаниями «Иисус» (надо - «Исус»), «Давид» (надо - «Давыд»), «Николай» (надо - «Никола»), которых, разумеется, не было на оригиналах.

Старообрядческое и новообрядческое письмо (слева и справа, соответственно)

Если средства пока не позволяют заказать или купить писаную икону, то лучшим выходом из положения станет приобретение медных, литых икон. Тем более, что выбор литья сегодня очень богат, а самые дорогие и качественные литые иконы дешевле самых дешевых писаных. Существует также рынок старинных икон. Однако цены на них ограничивают их использование в домашних моленных.


Как лучше разместить иконы дома

Что касается самого домашнего размещения икон, то они ставятся на специально для этого сделанные полки, реже - «тябла» (карнизы с вырезами для основания икон). Обычай вешать иконы «на гвоздик» считается не вполне благочестивым инославным веянием. В конце XIX века большое распространение получили так называемые «уголки», шкафы с тремя иконами: Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого (пророка и предотечи Иоанна, святителя Николы и пр.), располагающиеся одна над другой.

Варианты шкафов для икон (киотов)

Несмотря на изящный внешний вид таких уголков, их устройство нельзя назвать удовлетворительными для использования в домашней моленной. Перед таким уголком неудобно возжигать свечи и нет никакой возможности добавить новые иконы.

Наверняка нет такого дома, в котором бы не было иконки, свечки, веточки вербы. Где и как это все хранить? Соответствует ли их место хранения своему предназначению? Не позабыто ли, не позаброшено ли после того, как принесено из церкви? Далеко не в каждой семье есть домашний иконостас, в том числе и потому, что многие просто не знают, как его сделать. Возможно, наша информация окажется для вас полезной.

Красный угол в квартире – традиции и современность

В старину даже в самой скромной крестьянской избе можно было увидеть с почитанием обустроенный уголок с иконами. Красный («красивый») угол в доме размещался по диагонали от входной двери. Делалось это для того, чтобы входящий в комнату сразу видел образа, мог перекреститься и поклониться. Этому уголку в доме всегда отводилось особое место: здесь сохраняли особую чистоту, ставили цветы, свечи, украшали иконы как могли. Поближе к красному углу сажали за стол самых дорогих гостей.

Несмотря на то, что прошли столетия, «содержание» красного угла в доме не изменилось: здесь по-прежнему вешают или ставят образа. Иногда их по старинной традиции украшают так называемыми иконниками (божниками) — узкими длинными полотенцами. Красный угол в квартире или доме — это еще и место хранения свечей или любого освященного масла, которые положено держать возле икон. Что касается крещенской воды, то где ее держать - это зависит от хозяина, можно и не возле иконостаса. Главное — утром после молитвы для укрепления духовных и физических сил делать глоток натощак. Важный элемент – лампада для домашнего иконостаса, которую зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям, накануне праздников и в сами праздники. Здесь же держат пасхальные яйца, освященную вербу (ее размещают над или за иконой, на Вербное воскресенье меняют, старую сжигают). Принципиальный момент – все элементы, составляющие иконостас домашний, должны быть освящено в церкви. В связи с этим стоит упомянуть и еще один нюанс. Бывает, люди «в компанию» к образам ставят фотографии известных священников, праведников, старцев, монахов. С точки зрения церковных канонов это неправильно, поскольку фотография является отпечатком земной жизни того или иного человека. Разумеется, эти снимки имеют право на существование в доме верующего, но только не вместе с иконами.

Как оформить домашний иконостас? Чтобы придать этому месту особую эстетичность, здесь ставят цветы (предпочтительно живые), ветки вербы. Можно украсить красный угол в доме и красивыми комнатными растениями, только не кактусами и другими «колючками».

Где устроить домашний иконостас

Во внутреннем убранстве храма иконостас является центральной частью. Благодаря ему, сверкающему золотом и красками, в храме создается особая атмосфера приподнятости. Его предназначение состоит в том, чтобы разделять алтарь и остальную часть храма.

Мы знаем, что церковь обращена алтарной частью на восток. Соответственно, когда верующий человек приходит в церковь, его лицо также обращено на восток. И в устройстве домашнего иконостаса тоже надо придерживаться этого принципа. Если невозможно выбрать уголок, «смотрящий» именно на восток, пусть он будет хотя бы к нему максимально приближенным. Правда, на практике это условие трудно соблюсти в точности, поэтому оно является желательным, но не строго обязательным.

Как правило, иконам выделяют место в самой большой комнате. В любом случае важно, чтобы перед образами оставалось достаточно свободного места для нескольких молящихся одновременно человек. Плохо, когда домашний иконостас соседствует с телевизором, компьютером, другими приметами цивилизации. Желательно, чтобы это было достаточно автономный уголок.

Как правильно сделать иконостас дома

Некогда традиция приписывала хранить образа в особом шкафчике — киоте. Делают их и сегодня, поэтому можно домашний иконостас, например угловой, купить. Но это не всегда удобно, потому что можно рассчитывать лишь на стандартный вариант, не учитывающий особенности «набора» образов конкретной семьи. В таком случае можно заказать домашний иконостас, например, резной — тогда будут учтены все нюансы. Те, кто хочет, чтобы их настенный или напольный киот напоминал традиционный церковный и при этом готов сделать его своими руками, часто ищут чертежи домашнего иконостаса. Но, если говорить по большому счету, в этом нет особой необходимости. Для изготовления иконостаса для дома могут быть использованы любые материалы и конструкции, хотя в большинстве случаев идет речь об изделиях из дерева. В этом вопросе можно отталкиваться от собственных навыков и вкуса, а также от числа, размеров и прочих параметров имеющихся в доме икон.

Иконостас для дома может представлять собой одну горизонталь или же быть выполнен в двух или трех ярусах. Все изображения можно разместить вообще на одной цельной доске или на разных полочках, одноярусных или многоярусных. Полки для домашнего иконостаса могут быть самыми обычными – мебельными, книжными, одно- или двух-, трехярусными. Но есть нюанс, связанный со свечами и лампадами: они могут нагреть часть полки, заставить ее почернеть или и вовсе загореться. Поэтому, продумывая конструкцию иконостаса, нужно помнить о пожарной безопасности.

Считается, что иконы все же лучше ставить на что-либо, чем вешать на стенку. Что касается высоты красного угла, то он должен быть примерно на уровне глаз или чуть выше. Если иконы висят или стоят на полочке, то внизу удобно поставить столик. На нем можно разместить, опять же, образа, положить книги, хранить святую воду и т.п.

Иконы для домашнего красного угла

Намного важнее «формы» домашнего иконостаса его «содержание». Здесь традицию уже не обойти, хотя и в этом случае нет ничего сложного. По большому счету, иконостас может состоять всего лишь из двух икон — Спасителя и Божией матери, и два этих образа обязательно должны быть в любом доме. Из многочисленных образов Спасителя, как правило, отдают предпочтение поясным изображениям, а из икон, изображающих Богородицу, — образам разновидностей «Одигитрия» и «Умиление», которые, в свою очередь, представлены целым рядом разновидностей — верующий выбирает сам нравящиеся иконы для домашнего иконостаса.

Если есть желание и возможность разместить больше двух икон, то не обойтись без изображений Святой Троицы и известных святых. Издавна особое место в их когорте принадлежит Николаю Чудотворцу. Может здесь найтись место и изображениям других святых — именами которых названы члены семьи или просто ими особо почитаемых. Чтобы иконостас дома был полным и завершенным, можно поместить туда образа святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, первоверховных апостолов Петра и Павла, пророка Илии. Также можно поставить или повесить иконы различных праздников. Очень хорошо иметь икону «Неопалимая Купина», которая ниспосылает помощь от пожаров.

Отправной точкой для домашнего иконостаса может стать святой образ, который передается из поколения в поколение, даже если он несколько утратил вид или не вполне соответствует строгим канонам. Его можно также поставить/положить на столик под божницей.

Даже если место позволяет, не стоит делать акцент на количестве икон. Пусть это будет лишь Спаситель и Богородица, но изображенные так, что при взгляде на них душа наполнялась благоговением и просила молитвы. Вовсе не количество освященных предметов в доме делает живущих здесь благочестивыми.

Расположение икон в домашнем иконостасе

В русской традиции иконостас представлен целыми пятью рядами. Здесь своя иерархия и нюансы, которые сложно учесть недостаточно компетентному человеку. Поэтому в обывательском исполнении божница обустраивается с опорой лишь на несколько правил. Итак, схема домашнего иконостаса.

  • Очень хорошо, если в самом верху, над иконами, будет находиться крест (разумеется, православный).
  • Центр красного угла в доме — это Спаситель (например, «Спас нерукотворный» или «Господь Вседержитель»). Над этой иконой уместно размещение лишь образа Святой Троицы или, как уже говорилось, распятия.
  • Справа от изображения Спасителя (а со стороны стоящего перед ним человека — слева) размещают икону Божьей Матери. Это основные иконы, которые должны находиться по центру. По бокам от них или ниже могут размещаться все остальные изображения.
  • Принцип иерархии должен соблюдаться и дома, например, изображение святого недопустимо вешать или ставить выше, чем образы не только Спасителя, Богородицы и Святой Троицы, но и апостолов.
  • Если есть желание или необходимость устроить домашний иконостас в «минималистском» стиле, то можно рядом с изображением Иисуса Христа разместить по левой стороне образ Иоанна Предтечи (по правой стороне, напоминаем, будет образ Богородицы). Место Иоанна Предтечи может занять Николай Чудотворец.

Обычно рекомендуется в домашнем иконостасе располагать иконы так, чтобы они были выдержаны в едином стиле, манере исполнения. На практике же это условие довольно трудно исполнить, ведь разными путями попадают в дом иконы. Какую-то, только увидев, сразу захотелось купить, какую-то подарили… Все это неспроста - это промысел Божий, и нужно всех их «пристроить» достойным образом. Но в любом случае нужно всему этому массиву придать симметричный, гармоничный, продуманный вид. Если невольно взгляд постоянно цепляется за несовершенство композиции, молящийся человек, испытывая эстетическую неудовлетворенность, будет отвлекаться от молитвы,.

Расположение остальных икон в доме

Помимо красного угла, иконы могут и даже должны находиться (хотя бы по одной) в каждой жилой комнате. На кухне , к примеру, будет весьма уместно изображение Спасителя, поскольку именно к нему обращаются в молитве до и после приема пищи. В обязательном порядке нужно повесить иконку в детской комнате , причем так, чтобы ее можно было видеть с кровати. Это может быть, например, образ ангела-хранителя или икона святого, чье имя носит ребенок. Когда-то в русских домах, в детских обязательно размещали образ Божьей Матери, подсвеченный мягким светом лампады.

В поисках ответа на вопрос, где в доме должны висеть иконы, многие особенно интересуются спальной комнатой. Существует стереотип, согласно которому в спальне вешать иконы нельзя: мол, под всевидящим оком небожителей стыдно заниматься срамными делами. Или же некоторые советуют на ночь прикрывать образа. Однако нужно помнить, что присутствующая в браке супружеская близость — это не грех, да и никакой шторкой от Бога не спрячешься. Поэтому можно без колебаний размещать иконы в спальне, тем более что часто в другой комнате соорудить красный угол не представляется возможным. Тем более что спальня как место интимное хорошо подходит для молитвенных обращений к высшим силам.

Икона Спасителя может быть размещена в прихожей : всякий раз, покидая дом, можно обратиться к Господу с просьбой о благословении и помощи. Над входом традиция предписывает вешать образ Покрова Пресвятой Богородицы, но на этом месте может быть любая другая икона или православный крест. К слову, крест или небольшие образа можно помещать над любой дверью в жилище.

Расположение икон в доме может быть любым, но, ставя их вне красного угла, нужно также позаботиться о достойном месте. Нельзя ставить образ на книжную полку рядом с книгами, если их содержание крайне далеко от принципов христианства. Не место иконам в непосредственной близости с другими «мирскими» изображениями наподобие календарей и плакатов, панно с не религиозными сюжетами.

В каком бы месте ни была повешена икона, нужно относиться к ней правильно. Можно устроить (купить, сделать своими руками) роскошный домашний иконостас, приобрести красивые, дорогие, «стильные» иконы и, не имея веры в Божью благодать, превратить это все в предмет интерьера. Домашний красный угол не просто красивый уголок в доме. Как мы потрудились над его созданием, так должны потрудиться и над обустройством места для Бога в своей душе. Любая икона вешается для того, чтобы перед ней молились и благодаря ей помнили, кто мы и для чего в этом мире.

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Как сделать иконостас своими руками?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется “моление”, потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд - это Деисус (см. “Иконография”). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.