Схема устройства песчаного основания. Как сделать песчаный фундамент своими руками? Причины, по которым следует устраивать песчаную подушку под фундамент загородного дома

Всем известно, что опорой дома является фундамент. Если подземная часть будет выполнена правильно, то строение простоит долго. В период эксплуатации на его фасаде не появятся трещины, окна не перекосятся, а цоколь не разрушится. Подушка под фундамент является первым слоем основания почти каждого строения. Она считается важной функциональной составляющей, а ее устройство подчиняется определенным правилам.

Зачем нужна подушка

Казалось бы, для чего нужны подушки для фундамента, если под ним в качестве основания будет находиться плотный слой грунта? Но оказывается, что именно благодаря им:

  • соблюдается равномерность перераспределения поступающих нагрузок на грунт;
  • происходит снижение точечного давления;
  • сводится к минимуму воздействие на подземные конструкции сил морозного пучения;
  • выравнивается дно выемки, причем сделать это можно своими руками;
  • гарантируется горизонтальность расположения фундаментной подошвы;
  • снижается УГВ, а от фундамента отводится дождевая и талая вода;
  • обеспечивается стабильность положения всего строения;
  • минимизируются усадки различного происхождения.

Для устойчивого основания требуется, чтобы подушка под фундамент имела правильные размеры, достаточное уплотнение и выравнивание. Ее ширина должна быть больше ширины фундаментной подошвы, а высота – выбираться с учетом:

  • глубины промерзания грунта;
  • уровня подземных вод;
  • примерной величины постоянных и временных нагрузок;
  • геологических условий.

Подсыпка под фундамент является своеобразным балластом, ограждающим строение от контакта с почвой и от сезонных подвижек грунта.

Нередко подушка под фундамент заменяет неподходящий или слабый почвенный слой. В этом случае он удаляется, а на его место подсыпается крупный песок. Для предотвращения его вымывания или заиливания, при высоком уровне грунтовых вод в выемку укладывают геотекстиль.

Материалы

При устройстве фундаментных подушек можно использовать:

  • речной и карьерный песок;
  • щебень и гравий;
  • бетонный раствор.

Уточнения по составу и размерам подстилающего слоя даются в проектной документации. Как правило, в ней учитывается доступность материалов по регионам и их приемлемая стоимость. Но основным аргументом, все же, остаются геологические условия. К примеру, для слабых грунтов гравийно -песчаная подушка под фундамент закладывается в пропорции:

  • 40% песка;
  • 60% щебня, либо гравия.

Некоторые мастера предлагают устройство фундаментной подушки из глины. Они утверждают, что выравнивающий слой будет выполнять гидроизоляционную функцию. Конечно, глина сможет защитить бетон от капиллярного всасывания воды. Но этот грунт является пучинистым, поэтому при промерзании увеличивается в объеме и начинает давить на подземную конструкцию. Из этого следует вывод, что суждение о том, что для основания под фундамент можно использовать глину – абсолютно не правильно.

Устройство подстилающего слоя своими руками лучше сделать из песка, так как материал вполне доступен во многих регионах страны. У неопытных застройщиков часто возникает вопрос о том, какой песок нужен для фундамента и подушки – речной или карьерный, и какая фракция зерен должна быть.

Следует начать с того, чем отличается речной песок от карьерного. Первый считается намного чище, так как природная дислокация материала и технологические особенности добычи подразумевают отсутствие в составе инородных частиц. В нем нет глинистых включений, слишком опасных для конструкции основания. При замесе бетонной смеси и устройстве подушки для фундамента лучше использовать речной песок или промытый карьерный, который обойдется несколько дешевле.

Карьерный песок добывается в больших объемах из открытых разработок. Именно поэтому в его составе присутствует много различных примесей, таких как глина, крупные камни и пылевидные частицы. Без дополнительной обработки он применяется лишь в некоторых случаях, например при прокладке дорог.

Для фундамента и подушки грязный карьерный песок использовать не рекомендуется, так как присутствие в нем даже небольшого количества вредных включений может отрицательно сказаться на устойчивости подземной части дома и его долговечности. Зачем же рисковать из-за разовой экономии, когда существует лучшая по качеству альтернатива?

Отличить речной сыпучий материал от чистого карьерного песка можно по внешнему виду зерен. Нужно просто посмотреть на них сквозь лупу. В первом случае частички будут округлыми, а во втором – с острыми гранями.

Песок для фундамента и подушки выбирают крупных фракций.

Как говорилось выше, сделать песчаную подушку для фундамента своими руками будет совсем несложно. Для этого потребуется сам материал, трамбовка и вода. При большой площади строения лучше будет использовать специальную вибро - плиту или каток. А при уплотнении подстилающего слоя в траншее можно воспользоваться и проверенными дедовскими инструментами, например бревном с поперечной ручкой.

Песчаная подушка под ленточный фундамент или бетонную плиту засыпается послойно. Каждый пласт разравнивается, увлажняется и тщательно трамбуется. Обильный полив водой способствует лучшему уплотнению песка и обеспечивает максимальную плотность основания. При высоком уровне грунтовых вод на дно траншеи подсыпается щебень. Он берет на себя функции дренирующего слоя. При его отсутствии основание дома рано или поздно будет размыто.

  • возводится одноэтажный дом;
  • для наземной части строения используются легкие материалы;
  • грунтовые воды залегают на большой глубине.

Еще до начала работ следует определиться с толщиной песчаной подушки для фундамента. Она, как правило, составляет 10-20см, но при устройстве основания под бетонную плиту или при замене слабого грунта размер может увеличиваться до 50-80см. Для ленточной конструкции максимальная высота подстилающего слоя ограничивается показателем тройной толщины ленты. Что касается ширины подушки, то она должна быть больше аналогичного размера подошвы или плиты для фундамента на 20-25см.

Подушка из щебня под фундамент считается прочнее предыдущего варианта устройства основания. Ее также можно выполнить своими руками. На начальном этапе дно выемки покрывается крупным песком слоем 10-15см, после чего выполняется его разравнивание и тщательная трамбовка с увлажнением.

Далее укладывается щебень средней фракции (20-40мм) слоем толщиной 20-25см. Для его уплотнения следует использовать вибро - плиту. Зачем? Да только лишь потому, что дедовскими методами сделать это будет слишком трудоемко.

Щебеночная подушка под ленточный фундамент способна принять нагрузки от кирпичных и каменных домов малой этажности.

Нередко в проекте предусматривается щебеночно-песчаное основание. Оно засыпается послойно с чередованием материалов и уплотнением. Такой вид подсыпки хорошо зарекомендовал себя при строительстве объектов на слабонесущих грунтах.

Бетонное основание

Самый дорогой и надежный вид подстилающего слоя. Подушка из бетона может использоваться даже для фундаментов многоквартирных домов. Технология ее выполнения достаточно проста и доступна для самостоятельной работы. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • выравнивания дна выемки;
  • подсыпки щебня слоем 10см и трамбовки;
  • установки опалубки на высоту, согласно проекту;
  • настила гидроизоляции;
  • укладки арматуры;
  • заливки бетонного раствора;
  • набора монолитом проектной прочности;
  • демонтажа опалубки.

Для прочного сцепления основания с фундаментом, в подушке устанавливаются выступающие над поверхностью стальные стержни. Они служат соединительными анкерами, максимально усиливающими подземную конструкцию.

Заключение

Три основных вида фундаментных подушек могут использоваться как отдельно друг от друга, так и в различных комбинациях. Выбор зависит от многих факторов, а окончательное решение принимается проектировщиками.

Технологическая карта разработана на основе применения принципов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и при организации труда на объекте взамен действующей «Устройство цементнобетонных и железобетонных аэродромных покрытий», Оргтрансстрой, 1965.

В настоящей технологической карте предусмотрено:

толщина покрытия-24 см при ширине укладываемого ряда 7 м; толщина песчаного основания-20 см;

соединение плит: в продольных швах - на шпунте, в поперечных - на штырях;

устройство швов сжатия через 7 м в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-432А или в свежеуложенном бетоне нарезчиком швов ДНШС-60;

устройство швов расширения через 56 м при температуре воздуха во время бетонирования от +10°С до +25°С;

уход за свежеуложенным бетоном посредством нанесения битумной эмульсии машиной М-28-60 с последующей засыпкой поверхности песком.

Работы по нарезке пазов сжатия в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-432А (Д-432) или в свежеуложенном бетоне с одновременным введением изоловых прокладок нарезчиком ДНШС-60 описаны в отдельных технологических картах института «Оргтрансстрой».

При устройстве маячного ряда необходимо пользоваться технологической картой «Устройство цементнобетонных покрытий автомобильных дорог», Оргтрансстрой, 1966.

При привязке технологической карты к местным условиям необходимо учитывать конструкцию покрытия и основания, способы нарезки температурных швов и ухода за свежеуложенным бетоном.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала работ по устройству песчаного основания в пределах захватки должны быть полностью закончены и приняты технической инспекцией все работы, связанные с отделкой и уплотнением земляного полотна и обеспечением водоотвода.

Длина захватки определяется сменной производительностью машин бетоноукладочного комплекта и равна 112 м при ширине бетонируемой полосы 7 м.

Последовательность выполнения работ по устройству песчаного основания, цементнобетонного и железобетонного покрытия с расстановкой машин и оборудования отражают технологические схемы (рис. и ).

Рис. 1 . Технологическая схема устройства цементнобетонного покрытия:

1-автомобили-самосвалы с песком; 2-автогрейдер Д-144; 3- трактор ДТ-54; 4- каток па пневматических шинах; 5- поливо-моечная машина; 6 -бортовой автомобиль с опалубкой; 7-автокран К-51; 8-передвижная электростанция ЖЭС-30С; 9-поверхностный вибратор; 10 -профилировщик основания Д-345; 11-приставная опалубка; 12- битуминированная бумага; 13-бункерный распределитель бетона Д-375; 14-глубинный вибратор; .15- бетоноотделочная машина Д-376; 16- нарезчик швов ДНШС-60; 17- машина М-28-60; 18- автомобиль-самосвал с бетонной смесью


Рис. 2 . Технологическая схема устройства железобетонного покрытия:

1-поливо-моечная машина КПМ-1; 2-профилировщик основания Д-345; 3 -кран КТС-5; 4- бигуминированная бумага; 5-каркас; 6-автомобиль-самосвал с бетонной смесью; 7-бункерный распределитель бетона Д-375; 8 глубинный вибратор; 9 -передвижная электростанция; 10 - бетоноотделочная машина Д-376: 11-машина М-28-60; 12 -передвижная электростанция ПЭС-60; 13-прицеп с цистерной; 14- нарезчик Д-432; 15-передвижной битумный котел; 16 -приставная опалубка

Примечание: Работы на захватках 1, 2, 4 и 5 смотри рис. 1.

Для обеспечения равномерной отсыпки песка на корыте кучками песка намечают места разгрузки каждого автомобиля-самосвала.

Длина участков отсыпки песка не должна превышать двухсменной захватки бетонирования с тем, чтобы сохранить влажность и обеспечить необходимое уплотнение песчаного слоя.

На маячном ряду песок отсыпают на 0,8-1 м шире бетонируемого ряда с обеих его сторон. На остальных рядах полосы песка не увеличивают по ширине, но сдвигают на 0,8 - 1 м в сторону, на которой устанавливают рельс-формы. Границу отсыпки песка обозначают колышками.

После разравнивания песка его уплотняют катками на пневмошинах, количество проходов которых по одному следу определяет на месте работ лаборант.

Неровности, выявившиеся во время уплотнения, разравнивают автогрейдером, завершающим планировку основания перед проходом машины Д-345.

Установка и снятие рельс-форм

Последовательность бетонирования рядов определяют в зависимости от профиля покрытия. При односкатном профиле ряды бетонируют, начиная от обочины с высшей отметкой, при двускатном профиле - от гребня.

Рельс-формы устанавливают только в дневное время, причем темп их установки должен обеспечивать работу бетоноукладочных машин в течение не менее двух смен.

Каждую нитку рельс-форм устанавливают в плане по теодолиту, чтобы не повторять в последующих рядах искривления кромок уложенного покрытия. Линию установки рельс-форм размечают деревянными колышками, забиваемыми через 20 м. Внешняя сторона колышков (считая от уложенного ряда) должна соответствовать грани укладываемого покрытия.

Полосу основания (рис. 3), на которую укладывают рельс-формы, дополнительно уплотняют поверхностными вибраторами.

Рис. 3. Схема подготовки основания под рельс-формы:

1-колышки, установленные по нивелиру; 2-деревянные подкладки; 3-шаблон для установки подкладок по высоте; 4- рейка-шаблон; 5-проектная отметка покрытия

После уплотнения между колышками натягивают шнур, по которому через каждые 4 м (около будущих стыков звеньев рельс-форм) забивают колышки, верх которых устанавливают по нивелиру на проектной отметке покрытия в этой точке. Правильность установки рельс-форм контролируют при помощи уровня, устанавливаемого на колышек и рельс.

Для уменьшения просадок в стыках рельс-форм устанавливают деревянные подкладки по шаблону, имеющему вырез, равный высоте рельс-форм. Основание под рельс-формы окончательно выравнивают с помощью рейки длиной 4 м, которую протаскивают по подкладкам. Рельс-формы устанавливают автокраном.

Стальные штыри (свайки) для крепления рельс-форм забивают в песчаное основание кувалдами, а в основания из щебня, гравия и укрепленного грунта - бетоноломом со специальным наконечником (работающим от передвижного компрессора) .

После закрепления рельс-форм их полости засыпают песком и обязательно обкатывают профилировщиком основания. Места просадок исправляют подштопкой подкладок и рельс-форм.

Искривление рельс-форм в вертикальной плоскости не должно превышать 2 мм, в горизонтальной - 5 мм. Разность высоты звеньев рельс-форм на стыках не должна превышать 2 мм. К моменту снятия рельс-форм должен быть выдержан минимальный срок твердения бетона после его укладки (не менее 8 ч) .

При снятии рельс-форм при помощи лома с лапой извлекают свайки, а затем осторожно отделяют рельс-формы от бетона, очищают их от песка и наплывов бетонной смеси.

Окончательное профилирование и уплотнение основания

Для получения одинаковой толщины покрытия у обеих граней необходимо установить уплотняющий брус параллельно осям колес профилировщика Д-345. Эту настройку производят изменением длины тяги подъемного механизма.

Для лучшего уплотнения выравнивающего слоя профилирующий отвал устанавливают на 5-6 мм выше проектной отметки выравнивающего слоя с учетом уплотнения песка до заданной плотности. Правильность установки припуска и угла наползания вибробруса характеризуется образованием перед профилирующим отвалом непрерывного валика песка высотой 7-10 см. До начала работ край покрытия тщательно очищают для прохода гладких колес профилировщика.

Профилирование и уплотнение песчаного основания достигается за 2 прохода профилировщика. При скоплении перед отвалом большого количества песка профилировщик отводят назад и разравнивают песок автогрейдером. Валики песка у рельс-форм и у грани покрытия убирают вручную.

Установка приставной опалубки

Приставную опалубку для формирования гребня шпунта устанавливают после прохода профилировщика.

Стороны опалубки, обращенные к бетону, плоскости соединения нашивных реек и основной доски, должны быть остроганы. Элементы опалубки через 15-20 см скрепляют гвоздями. Звенья опалубки перед установкой обмазывают глиняным раствором или другим материалом, уменьшающим сцепление с бетоном. Верх опалубки устанавливают по уровню на отметке головки рельс-форм.

На время бетонирования опалубку крепят к рельс-форме металлическими скобами, которые снимают после прохода бункерного распределителя бетона (машины Д-375).

Обмазка граней плит, расстилка битуминированной бумаги, установка прокладок в швах расширения

Грани плит обмазывают разжиженным битумом до расстилки битуминированной бумаги. Перед нанесением разжиженного битума грани очищают от налипшего раствора и песка.

Битуминированную бумагу расстилают внахлестку с перекрытием на 5-7 см по ходу движения распределительного бункера. При устройстве неармированного покрытия полосы бумаги склеивают горячим битумом.

На рельс-форме размечают мелом положение шва и по шнуру устанавливают прокладки в швах расширения. Шнур, натянутый между швом расширения ранее уложенного ряда покрытия и меткой на рельс-форме, определяет положение прокладки в плане и по высоте.

Рис. 4. Конструкция шва расширения:

1- каркас-корзинка; 2-штырь; 3 -обмазка битумом; 4-заполнитель шва; 5-деревянная прокладка; 6 -колпачок длиной 8 см; 7 -зазор в колпачке, заполненный опилками или войлоком

Для устройства шва расширения применяют прокладки из чистообрезных досок мягких пород дерева (сосна, ель) или других материалов, обладающих упругими свойствами. Прокладки устанавливают в проектное положение вместе со штырями после раскладки битуминированной бумаги. Штыри и прокладки прочно закрепляют по месту установки для предотвращения их смещения при распределении и уплотнении бетонной смеси. Для крепления прокладок и штырей применяют, поддерживающие каркасы-корзинки из арматуры диаметром не менее 6 мм (рис. 4).

Прокладки крепят по месту штырями, забиваемыми с обеих сторон прокладки через 0,8-1 м. Прокладки устанавливают отвесно и перпендикулярно оси покрытия по шаблону так, чтобы получились плиты с прямыми углами. Зазор между стенкой рельс-формы и краем прокладки не должен превышать 5 мм.

Правильность установки прокладки и штырей, а также надежность их крепления проверяется технической инспекцией с составлением акта на скрытые работы.

Установка арматурных каркасов

До установки каркасов на основании раскладывают пескоцементные подкладки. Каркасы устанавливают с автомобилей-каркасовозов краном с помощью траверсы (рис. 5).

В случаях небольших короблений каркаса в местах, где стержни выходят на отметки поверхности покрытия, каркас следует крепить к основанию Г-образными обрезками арматуры.

Разложенные по основанию подкладки устанавливают в проектное положение, приподнимая каркас вручную. Каркас должен лежать на всех подкладках нижними стержнями. Армокаркасы собирают на специальном полигоне. Каркасы фасонных плит в местах примыканий ВПП к РД изготовляют на месте после укладки основных плит.

Укладка бетонной смеси, установка штырей в швах сжатия, дополнительное уплотнение смеси глубинными вибраторами

До прохода машины Д-375 края покрытия и рельс-форм очищают метлами.

До начала работы необходимо подготовить машину и правильно отрегулировать положение бункера по высоте с учетом припуска на уплотнение смеси.

Для обеспечения одинаковой толщины раскладываемой смеси по всей ширине ряда необходимо периодически проверять ровность рельсов для прохода каретки распределительного бункера.

Концевые выключатели поперечного хода бункера должны быть точно отрегулированы во избежание разгрузки смеси за пределами укладываемого ряда.

Доставленную цементнобетонную смесь выгружают в бункер распределителя и укладывают поперечными рядами с перекрытием уложенного ряда на 1/3 ширины нижнего отверстия бункера. Бетонную смесь около прокладок швов расширения распределяют после установки оси бункера распределителя над прокладкой.

Штыри для швов сжатия устанавливают с помощью шаблона и вибропогружателя (рис. 6). Шаблон укладывают на поверхность бетонной смеси так, чтобы его продольная ось совпадала с линией шва (обозначенной на рельс-формах); штыри раскладывают в пазы шаблона и затем вибратором погружают на проектную глубину. Глубину погружения штырей фиксирует опорная плита. С изменением толщины покрытия меняют длину вилок вибропогружателя.

При дополнительном уплотнении бетонной смеси глубинные вибраторы должны быть снабжены ограничителями, исключающими заглубление вибраторов в основание.

О

Рис. 5. Траверса для установки арматурных каркасов:

1-крюки: 2 -рама из угловой стали; 3-тросы; 4 -рым

Рис. 6. Схема приспособлений для раскладки и погружения штырей:

а-деревянный шаблон с разложенными штырями; б-положение штыря в конце погружения;

1-шаблон для раскладки штырей; 2-штырь; 3-песчаное основание; 4-свежеуложенный бетон;

5-поверхностный вибратор; 6-опорная плита; 7-вилка вибропогружателя

Перед проходом машины Д-376 рельс-формы и край покрытия тщательно очищают от раствора и щебня, снимают скобы крепления деревянной приставной опалубки к рельс-форме и настраивают рабочие органы машины.

Величину припуска бетонной смеси на уплотнение определяют перед началом работ путем пробных проходов машины. Рабочие органы, соприкасающиеся с бетоном (лопастной разравнивающий вал, уплотняющий качающийся вибрационный брус и выглаживающий вибрационный брус), должны быть параллельны осям колес машины. Подъем и опускание лопастного вала нужно контролировать по шкалам, фиксирующим положение нижних кромок лопастей.

Перед лопастным валом, выравнивающим поверхность распределенного слоя бетонной смеси, должен быть непрерывный валик смеси высотой 10-15 см. При разрывах в валике необходимо подавать смесь лопатами к лопастному валу. При большой нехватке смеси у вала увеличивают припуск на уплотнение подъемом бункера машины Д-375.

Параллельность нижней плоскости уплотняющего бруса бетоноотделочной машины осям колес достигается изменением длины тяги так же, как и у машины Д-345. Признаком правильной настройки уплотняющего вибробруса служит образование перед ним равномерного валика из цементнобетонной смеси высотой 8-10 см.

Увеличение припуска на уплотнение против оптимальной величины приводит к перегрузке и разрушению амортизаторов уплотняющего бруса, а уменьшение припуска - к недоуплотнению смеси.

Для создания угла наползания выглаживающего бруса его переднюю кромку поднимают относительно задней на 3-5 мм поворотом эксцентриков, поддерживающих поворотные площадки кареток.

Валик раствора перед выглаживающим вибробрусом должен быть непрерывным и не превышать 2-4 см. В случае увеличения валика нужно опустить уплотняющий брус. Если после этого перед уплотняющим брусом начинает накапливаться излишек бетонной смеси, опускают лопастной вал и распределительный бункер машины Д-375.

Во время работы нельзя останавливать машину с работающими вибраторами, так как это приводит к образованию неровностей на покрытии.

При поломке машины или недостатке цементнобетонной смеси может возникнуть необходимость прекращения работы. В этом случае устраивают рабочий шов по типу шва расширения.

В местах установки прокладок для швов расширения бетонную смесь следует уплотнять с соблюдением следующих правил: до подхода бетоноотделочной машины к шву расширения бетонная смесь с обеих сторон прокладки уплотняется глубинным вибратором; при этом следят за тем, чтобы прокладки и штыри в процессе вибрирования смеси сохраняли проектное положение. Окончательное уплотнение и отделку покрытия производят бетоноотделочной машиной.

Отделка поверхности покрытия

При значительном количестве раковин на поверхности уплотненной смеси лопатами добавляют бетонную смесь и планируют ее дополнительным проходом машины Д-376 с поднятым уплотняющим брусом. Отдельные раковины и неровности заделывают вручную.

Небольшие неровности и валики на поверхности покрытия устраняют гладилками с длинной ручкой. При работе гладилками каждый последующий след необходимо перекрывать на 1/3 ширины гладилки, наклоняя ее под углом 15°. Сплошное заглаживание гладилками поверхности покрытия запрещается.

Для придания поверхности бетона однообразной фактуры поверхность бетона отделывают капроновой щеткой. При этом необходимо периодически промывать щетки в воде и стряхивать ее, чтобы со щеток не стекала вода.

Ровность поверхности покрытия проверяют во всех направлениях рейкой длиной 3 м. Контрольные деревянные рейки во избежание прогиба должны иметь высоту 18-20 см и внутренние прорези, уменьшающие вес без снижения жесткости.

Просвет под рейкой не должен превышать 5 мм.

Устройство швов

После окончания отделки поверхности начинают отделку кромки покрытия. Кромку уложенного бетона у рельс-форм закругляют, чтобы избежать образования козырьков, легко обламывающихся при распалубке и дальнейших работах по устройству соседнего ряда.

Швы нарезают в свежеуложанном бетоне нарезчиками типа ДНШС-60, которые перемещают вслед за бетоноотделочной машиной на расстояние 5-10 м.

Устройство швов необходимо начинать сразу же после окончания отделки поверхности бетона и не позднее 20-30 мин после прохода бетоноотделочной машины. Нарезка швов должна быть полностью закончена до начала схватывания бетона.

Технология устройства швов в свежеуложенном бетоне описана в технологической карте «Устройство швов с эластичными прокладками в свежеуложенном цементнобетонном покрытии нарезчиком ДНШС-60», Оргтрансстрой, М., 1968.

В затвердевшем бетоне швы нарезают нарезчиком швов Д-432А (Д-432) при наборе бетоном прочности 80-100 кГ/см 2 , в соответствии с технологической картой «Нарезка пазов температурных швов в затвердевших цементнобетонных покрытиях нарезчиками Д-432А (Д-432)», Оргтрансстрой, М., 1964.

При отсутствии нарезчиков Д-432 швы сжатия на примыкании рядов делают в свежеуложенном бетоне с помощью деревянных реек, чисто остроганных и жирно смазанных для облегчения вытаскивания их из бетона. Рейку длиной 3,5 м вставляют в прорезь, сделанную кельмой, и осаживают на нужную глубину деревянными молотками.

Рейку вынимают, когда стенки паза могут держаться и паз не заплывает (через 20-40 мин в зависимости от температуры воздуха и свойств бетонной смеси). Кромки паза после удаления рейки закругляют металлическими гладилками. На время твердения швы закрывают битуминированной бумагой и засыпают песком.

Заполнение швов производят мастикой, состав которой подбирают согласно климатической зоне.

Уход за бетоном

Битумную эмульсию наносят за два раза машиной М-28-60 или другими средствами после окончания всех работ по отделке поверхности покрытия и устройству швов в свежеуложенном бетоне. Первый розлив (50 % полной нормы) производят после удаления цементного молока и исчезновения водной пленки с бетонной поверхности. Второй слой наносят через 15-60 мин (в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра).

Перед распределением битумную эмульсию подогревают до температуры 60-70°С. Норма розлива битумной эмульсии должна быть в пределах 0,2-0,5 л/м 2 .

В жаркое время года (при температуре воздуха более 25°С), во избежание перегрева поверхности бетона лучами солнца, после нанесения второго слоя эмульсии поверхность покрытия окрашивают известковым раствором машиной А1-28-60 или засыпают песком или супесью слоем толщиной 4-5 см после формирования пленки.

При уходе за бетоном с помощью песка пли супеси применяют мешковину, брезент или рулонные материалы для укрытия бетона сразу после отделки поверхности.

На краю бетонного покрытия, очищаемого для прохода комплекта бетоноукладочных машин, восстанавливают защитный слой песка или известковой побелки.

При производстве работ следует руководствоваться следующей технической литературой.

1. «Инструкция по устройству цементнобетонных покрытий автомобильных дорог» , «Транспорт», М.,1968.

2. «Технические условия по уходу за свежеуложенным бетоном дорожных и аэродромных покрытий с применением пленкообразующих материалов», ВСН 35-60, Оргтрансстрой, М., 1960.

3. «Технические указания по нарезке швов в затвердевшем бетоне дорожных и аэродромных покрытий», ВСН 53-61, Оргтрансстрой, М., 1961.

4. «Технические условия производства и приемки аэродромостроительных работ», СН 121-60, М., Госстройиздат, 1961.

5. Технологическая карта «Устройство цементнобетонных покрытий автомобильных дорог», Оргтрансстрой, М., 1966.

6. Технологическая карта «Нарезка пазов температурных швов в затвердевших цементнобетонных покрытиях нарезчиками Д-432А (Д-432), Оргтрансстрой, М., 1964.

7. Технологическая карта «Устройство швов с эластичными прокладками в свежеуложенном цементнобетонном покрытии нарезчиком ДНШС-60», Оргтрансстрой, М., 1968.

8. «Правила безопасности при работе на дорожных машинах», , М., Автотрансиздат, 1958.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Для выполнения комплекса работ по устройству цементно-бетонного и железобетонного покрытий весь участок разбивают на сменные захватки (см. рис. 1, 2). Длина каждой сменной захватки определяется производительностью ведущей машины-распределителя бетонной смеси Д-375.

Для успешного выполнения работ на участок заблаговременно должны быть доставлены все необходимые материалы. До начала бетонных работ должно быть подготовлено песчаное основание, подъездные пути для доставки смеси, проверена исправность и готовность машин. Рабочие должны быть обеспечены всеми необходимыми инструментами.

Устройство песчаного основания

Состав звена

Тракторист трактора с прицепным катком 5 разр.- 1

Машинист автогрейдера 5 разр. - 1

Дорожный рабочий 2 разр. - 1

Дорожный рабочий по указанию мастера размечает (колышками или кучками песка) места выгрузки песка и указывает эти места шоферам автомобилей-самосвалов, забивает колышки, обозначающие ширину отсыпаемой полосы, контролирует с помощью щупа толщину разравниваемого слоя песка.

Машинист автогрейдера разравнивает кучи песка, планирует основание, исправляет неровности после проходов катка и распределяет (при необходимости) излишки песка перед отвалом машины Д-345.

Тракторист трактора с катком уплотняет основание. Количество проходов катка по одному следу определяет мастер по данным лаборатории.

Машинист автогрейдера и тракторист перед началом работы проверяют готовность своих машин к работе, остатки горючего в баках и сообщают механику смены предельный срок заправки; в конце смены очищают машины от песка и грязи и сообщают механику смены о необходимом ремонте машин между сменами.

Перестановка рельс-форм

Состав звена

Машинист крана

Дорожные рабочие

Звено организует свою работу на трех захватках:

захватка 1 по выгрузке и раскладке рельс-форм вдоль линии установки;

захватка 2 по установке рельс-форм;

захватка 5 по разборке и погрузке рельс-форм на автомобиль краном.

В начале смены группа дорожных рабочих (3 разр. - 1 и 2 разр. - 2) на захватке 5 при помощи лома с лапой извлекают штыри, закрепляющие рельс-формы, отделяют рельс-формы от бетона, очищают их от песка и наплывов бетонной смеси и готовят рельс-формы к погрузке.

Затем один дорожный рабочий 3 разр. занимается рихтовкой установленных рельс-форм. Остальные двое дорожных рабочих с помощью автокрана грузят рельс-формы на автомобиль и выгружают их на захватке 1, раскладывая вдоль линии установки.

На захватке 2 по установке рельс-форм работу выполняет основная часть звена в составе:

машинист автокрана 4 разр. - 1

дорожные рабочие 4 » - 2

дорожные рабочие 3 » - 1

дорожные рабочие 2 » - 2

Один дорожный рабочий 3 разр. и один 2 разр. готовят основание под рельс-формы и устанавливают деревянные подкладки под стыки рельс-форм.

Двое дорожных рабочих 4 разр. с помощью автокрана устанавливают рельс-формы на деревянные подкладки, не отпуская захвата, ломиками надвигают рельс-формы до упора и скрепляют их замками.

Один дорожный рабочий 2 разр. после закрепления рельс-форм засыпает песком их полости. После обкатки установленных рельс-форм профилировщиком Д-345 он исправляет места просадок подштопкой подкладок и рельс-форм. Ему помогает дорожный рабочий 3 разр., освободившийся от разборки рельс-форм.

Установка арматурных каркасов и заполнение швов мастикой

Состав звена

Дорожный рабочий 3 разр.- 1

дорожные рабочие 2 » - 1

Машинист крана в состав звена не входит и оплачивается особо.

Звено работает на двух захватках: захватке 3 по установке арматурных каркасов и захватке 6 по заполнению швов мастикой.

В начале смены (в течение 4 ч) дорожные рабочие, зацепив каркас на крюки траверсы, прямо с автомобиля подают каркас на место установки, удерживая его баграми от раскачивания; после установки каркаса в плане устанавливают в проектное положение подкладки. Один из них руководит работой машиниста крана.

Во вторую половину смены дорожные рабочие переходят на захватку 6, где готовят битумную мастику и заливают ею швы

Устройство цементнобетонного покрытия

Планировка и уплотнение песчаного основания профилировщиком Д-345; уборка лишнего и подсыпка недостающего песка перед отвалом профилировщика; уборка песчаных валиков у рельс-форм после прохода профилировщика Д-345; установка приставной опалубки; разогревание битума; укладка водостойкой бумаги со склейкой краев; установка и крепление деревянных прокладок со штырями вместах устройства швов расширения; прием бетонной смеси с очисткой кузовов автомобилей от остатков смеси; распределение бетонной смеси машиной Д-375; установка штырей в швах сжатия; уплотнение бетонной смеси вдоль рельс-форм глубинным вибратором; уплотнение бетонной смеси и отделка поверхности машиной Д-376; откидка бетонной смеси от края лопастного вала машины Д-376 и очистка рельс-форм от смеси; отделка бетонной поверхности гладилками; удаление цементного молока с поверхности покрытия и заделка раковин; устройство продольного шва на стыке смежных рядов; устройство рабочего шва; нарезка швов в свежеуложенном бетоне нарезчиком ДНШС-60 (при устройстве цементнобетонного покрытия); нанесение пленкообразующих материалов машиной М-28-60.

Состав звена

Машинист профилировщика Д-345

1Машинист бункерного распределителя Д-375

Машинист бетоноотделочной машины Д-376

Помощник машиниста бетоноотделочной машины

Машинист передвижной электростанции

Машинист машины для розлива пленкообразующих М-28-80

Машинист нарезчика ДНШС-6О

Строительный слесарь

Бетонщики

Дорожный рабочий

При устройстве железобетонного покрытия из состава звена исключаются машинист нарезчика ДНШС-60 4 разр. и один бетонщик 4 разр.

В начале смены звено выделяет одного бетонщика 3 разр. на установку приставной опалубки. Он обмазывает глиняным раствором поверхность опалубки, устанавливает и крепит ее к рельс-формам, а также устанавливает и крепит деревянные прокладки со штырями в местах устройства шва расширения.

Двое бетонщиков 2 разр., находясь впереди профилировщика Д-345, поддерживают непрерывный валик песка перед отвалом и зачищают валики песка у рельс-форм, оставшиеся после прохода профилировщика.

Один бетонщик 1 разр. непрерывно находится на мостике распределительного бункера машины Д-375. Он подает сигнал на подход автомобиля-самосвала, устраняет зависание смеси на стенках бункера. В начале смены он помогает машинисту установить бункер в рабочее положение, а в конце смены очищает бункер от бетона.

Бетонщик 3 разр. и бетонщик 2 разр. раскладывают и погружают штыри на швах сжатия, а также уплотняют бетонную смесь у рельс-форм глубинными вибраторами.

Бетонщик 3 разр. и бетонщик 2 разр. (по одному с каждой стороны) убирают лопатами излишки бетонной смеси у рельс-форм, перебрасывают смесь к лопастному валу в места, где ее недостает, очищают рельс-формы от бетона перед колесами машины. Периодически один из них должен смазывать внутренние грани рельс-форм впереди бункерного распределителя разжиженным битумом.

Два бетонщика 4 разр., перемещаясь вслед за бетоноотделочной машиной (по одному с каждой стороны покрытия), окончательно отделывают поверхность бетона и придают ей однородную фактуру: затирают терками раковины, проверяют ровность покрытия рейкой, выравнивают дефектные места гладилками и удаляют капроновыми щетками цементное молоко с поверхности бетона.

Один бетонщик 3 разр. после окончательной отделки покрытия очищает кромку покрытия от наплывов бетона и краем фигурной гладилки делает борозду по кромке, а затем вчерне отделывает кромки фигурной гладилкой и теркой выглаживает поверхность бетонного покрытия, прилегающую к кромке. В окончательной отделке кромок ему помогает один из бетонщиков 4 разр., занятый на отделке поверхности бетона.

Машинист нарезчика ДНШС-60 перед нарезкой швов под руководством сменного мастера размечает положение швов сжатия мелом на рельс-формах и после наладки рабочих органов приступает к нарезке швов.

Бетонщик 4 разр. устанавливает изоловую прокладку (ленту) на держатель, крепит ее в начале шва (у кромки покрытия), тщательно отделывает кромку покрытия гладилкой и после введения изоловой прокладки в бетон начинает отделку поверхности покрытия, прилегающей к прокладке, гладилкой, имеющей продольную прорезь.

Засыпка песком бетонной поверхности и снятие приставной опалубки

Состав звена

Дорожные рабочие 2 разр.-3

Бетонщик 2 » -1

Бетонщик 2 разр. работает на захватке 6 по снятию приставной опалубки. Он отделяет приставную опалубку от грани покрытия, очищает ее от раствора, грузит на автомобиль, покрывает битумной эмульсией грани плит.

После снятия приставной опалубки он переходит на захватку 3, где совместно с тремя дорожными рабочими 2 разр. засыпает поверхность бетона песком.

Нарезка швов сжатия в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-432А

(при устройстве железобетонных покрытий)

Состав звена

Машинисты нарезчиков Д-432А 4 разр.- 2

Машинист электростанции 5 » - 1

Дорожный рабочий 2 » - 1

Машинисты нарезчиков намечают линии швов и укладывают по ним направляющие рельсы, устанавливают нарезчик в рабочее положение и проверяют правильность и надежность крепления диска на валу шпинделя, перпендикулярность плоскости режущего диска к поверхности покрытия, работу водяного насоса и штуцера, натяжение ремней клиноременной передачи.

В процессе работы машинисты нарезчиков переставляют направляющий рельс и нарезают швы, следя за их прямолинейностью и глубиной, заменяют износившиеся диски.

Дорожный рабочий 2 разр. очищает покрытие на полосе-шириной 1 м, а после нарезки шва засыпает ее песком, помогает машинистам в перемещении нарезчиков по участку работ и в переносе шлангов, участвует в разметке швов и в установке направляющего рельса.

Машинист электростанции следит за бесперебойным питанием нарезчика электроэнергией и состоянием кабелей, располагая передвижную электростанцию в сцепе с емкостью для воды так, чтобы число передвижений по участку было наименьшим. Он помогает машинисту нарезчика в перемещении машины по участку работ.



V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА № 1

на устройство 784 м 2 цементнобетонного аэродромного покрытия толщиной 24 см на песчаном основании

Шифр норм и расценок

Состав звена

Описание работы

Единица измерения

Объем работ

Норма времени,

чел-ч

Расценка,

руб. коп.

Нормативное

время на полный объем работ,

чел-ч

Повременно

Дорожный рабочий

2 разр. - 1

Прием песка

чел-ч.

0-49,3

3-94

ЕНиР-17, § 17-1, тб. 2 № 1

Машинист

5 разр. - 1

100 м 2

8,96

0,125

0-08,8

1,12

0-79

ЕНиР-2, § 2-1-22, тб.- 2, № 16, к = 1,2

Тракторист

5 разр. - 1

1000 м 2

0,896

0,72

0-50,5

0,65

0-45

Типовые нормы, Т44-1, № 1

Машинист

4 разр. - 1

Такелажники

2 разр. - 2

Дорожные рабочие:

4 разр. - 2

3 разр - 2

2 разр - 2

100 м

одной нитки

1,12

23,4

12-89

26,21

14-44

Типовые нормы,

Дорожные рабочие:

Разборка рельс-форм вручную

100 м

1,12

3-20

6,83

3-58

Т44-1, № 2

3 разр. - 1

2 разр - 1

одной нитки

То же, № 3

Машинист

4 разр. - 1

Такелажники

2 разр. - 2

То же

1,12

1-61

3,36

1-80

То же № 4

Машинист

4 разр. - 1

1,12

0,26

0-16,3

0,29

0-18

Типовые нормы, Т44-3, тб. 2,

№ 26

Машинисты:

6 разр. - 2

5 разр - 3

Машинист электростанции

4 разр. - 1

Машинист нарезчика

4 разр. - 1

Слесарь

4 разр. - 1

Бетонщики:

4 разр. - 5

3 разр - 3

2 разр - 4

Устройство цементнобетонного покрытия комплектом машин Д-375, Д-376 толщиной 24 см (планировка и уплотнение песчаного основания профилировщиком Д-345; укладка водостойкой бумаги со склейкой краев; установка и крепление деревянных прокладок со штырями в местах устройства швов расширения; установка и крепление штырей в швах сжатия; распределение бетонной смеси машиной Д-375; уплотнение бетонной смеси и отделка поверхности машиной Д-376; отделка поверхности гладилками; устройство продольного шва на стыке смежных рядов; устройство рабочего шва; проверка ровности поверхности рейкой длиной 3 м; нарезка температурных швов в свежеуложен-ном покрытии с введением изо-ловых прокладок нарезчиком ДНШС-60; нанесение пленкообразующих материалов машиной М-28-60)

100 м 2

7,84

22,05

13-40

172,87

105-06

Дорожный рабочий

1 разр. - 1

ЕНиР, № 17,

§ 17-31, № 1

Дорожный рабочий

1 разр. - 1

100 м 2

7,84

1-84

32,93

14-43

Типовые нормы, Т44-2а

Бетонщик 2 разр. - 1

100 м опалубки

1,12

1-87

4,26

2-09

То же, 26

Бетонщик 2 разр.- 1

Снятие приставной опалубки

То же

1.12

0-88,7

2,02

0-99

Итого на 784 м 2

258,54

147-75

на 1000 м 2 .

329,77

188-46

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА № 2

на устройство 770 м 2 железобетонного аэродромного покрытия толщиной 24 см на песчаном основании

Шифр норм и расценок

Состав звена

Описание работы

Единица измерения

Объем работ

Норма времени,

чел-ч

Расценка, руб. коп.

Нормативное время на полный объем работ,

чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

Повременно

Дорожный рабочий

2 разр.-1

Прием песка

чел-ч

0-49,3

3-94

ЕНиР, № 17, § 17-1, тб. 2, № 1

Машинист

5 разр.-1

Разравнивание и планировка песка автогрейдером Д-144

100 м 2

8,96

0,125

0-08,8

1,12

0-79

ЕНиР, № 2, § 2-1-22, тб. 2, № 16,

к = 1,2

Машинист

5 разр.-1

Уплотнение песчаного основания прицепным пневмокатком Д-219

1000 м 2

0,896

0,72

0-50,5

0,65

0-45

Типовые нормы, Т44-1, № 1

Машинист

4 разр.-1 Такелажники

2 разр.-2

Дорожные рабочие:

4 разр.-2

3 разр -2

2 разр -2

Выгрузка и установка рельс-форм краном

100 м одной нитки

1,12

23,4

12-89

26,21

14-44

Типовые нормы, Т44-1, № 2

Дорожные рабочие: 3 разр.-1

2 разр -1

Разборка рельс-форм вручную

То же

1,12

3-20

6,83

3-58

Типовые нормы, Т44-1, № 3

Машинист

4 разр.-1

Такелажники

2 разр.-2

Погрузка рельс-форм на автомобиль краном

100 м одной нитки

1,12

1-61

3,36

1-80

То же № 4

Машинист

4 разр.-1

Перемещение автокрана от места разборки рельс-форм к месту установки и обратно

То же

1,12

0,26

0-16,3

0,29

0-18

Типовые нормы, Т44-3, тб. 2, № 26

Машинисты

6 разр.-2

5 разр -3

Машинист электростанции

4 разр.-1

Слесарь

4 разр.-1

Бетонщики:

4 разр.-4

3 разр - 3

2 разр - 4

Дорожный рабочий

1 разр.-1

Бетонирование покрытия комплектом машин Д-37Б, Д-376- (планировка и уплотнение песчаного основания профилировщиком Д-345; укладка водостойкой бумаги со склейкой краев; установка и крепление деревянных прокладок со штырями в местах устройства швов расширения; установка, и крепление штырей в швах сжатия; распределение бетонной смеси машиной Д-375; уплотнение бетонной смеси и отделка поверхности гладилками; устройство продольного шва на стыке смежных рядов; устройство рабочего шва; проверка ровности поверхности репкой; нанесение пленкообразующих материалов машиной М-28-60)

100 м 2

7,84

19,95

12-09

156,4

94-79

Типовые нормы, ТЗ-4, тб. 3

Машинист 5 разр.- 1

Такелажники

2 разр.-2

Установка арматурных каркасов

1 каркас

15,7

0,81

0-43,5

12,72

6-83

Типовые нормы, Т44, № 2а

Бетонщик 2 разр.-1

Установка приставной опалубки

100 м опалубки

1,12

1-87

4,25

2-09

То же, № 2б

Бетонщик 2 разр.-1

Снятие приставной опалубки

То же

1,12

0-88,7

2,02

0-99

ЕНиР, № 17, § -17-18,

тб. 2, № 6а

Машинисты:

3 разр.- 1

4 разр» -2

Дорожный рабочий

2 разр.-1

Нарезка швов сжатия в затвердевшем бетоне двумя нарезчиками Д-432А

100 м шва

0,98

35,6

21-76

34,89

21-32

ЕНиР, № 17, § 17-18,

тб. 2, № 10б

Машинисты:

5 разр.-1

4 разр -1

Дорожный рабочий

2 разр.-1

Нарезка шва расширения в затвердевшем бетоне одним нарезчиком Д-432А

То же

0,07

34-86

2-44

ЕНиР, № 17, § 17-31, № 1

Дорожный рабочий 1 разр.-1

Засыпка бетонной поверхности песком слоем 4-5 см

100 м 2

7,84

1-84

32,93

14-43

ЕНиР, № 17, § 17-32,

№ 3--

Дорожный рабочий 3 разр.-1

Заполнение швов с приготовлением мастики на месте

100 м

шва

1,05

4-77

9,03

5-01

Итого на 784 м 2

на 1000 м 2

298,7

380,9

170-64

217-65

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Показатели

Единица измерения

По калькуляции А

По графику Б

На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции

Устройство цементнобетонных покрытий

Трудоемкость работ на 1000 м 2 покрытия

чел-дн

41,22

37.2

Средний разряд рабочих

3,28

3,28

руб,-коп.

4-57

5-07

Устройство железобетонных покрытий

Трудоемкость работ на 1000 м 2 покрытия

чел-дн

47,61

42,94

Средний разряд рабочих

3,29

3,29

Среднедневная заработная плата одного рабочего

руб.-коп.

4-57

5-07

VII . МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

а) Потребность в конструкциях, изделиях, полуфабрикатах и основных материалах

Наименование

Марка, ГОСТ

Единица измерения

Количество

на 1000 м 2 покрытия

на смену (784 м 2)

цементно-бетонного

железобетонного

цементно-бетонного

железобетонного

Цементнобетонная смесь

8424-63

м 3

Водостойкая бумага

м 2

1070

1070

Битумная эмульсия

Песок

8736-62

м 3

Металл

0,68

15.1

0,53

11,8

Битумная мастика

68,6

Изол

Наименование

Марка

Количество

для цементно-бетонных покрытий

для железобетонных покрытий

Автогрейдер

Д-144

1

1

Трактор

ДТ-54

1

1

Прицепной пневмокаток

Д-219

1

1

Кран

К-51

1

1

Профилировщик основания

Д-345

1

1

Бункерный распределитель бетона

Д-375

1

1

Бетоноотделочная машина

Д-376

1

1

Машина по розливу пленкообразующих материалов

М-28-60

1

1

Кран

КТС-5

-

Нарезчик швов в свежеуложенном бетоне

ДНШС-60

1

-

Нарезчик швов в затвердевшем бетоне

Д-432 А

2

Передвижная электростанция

ЖЭС-З0С

2

2

Передвижная электростанция

ПЭС-60

-

1

Поливомоечная машина

КПМ-1

1

1

Поверхностные вибраторы

типа С-413

2

2

Глубинные вибраторы

типа И-116

2

2

Приспособление с вибратором

-

для погружения штырей

-

1

1

Шаблоны для раскладки штырей при вибропогружении

-

2

2

Рулетка стальная

-

1

1

Ломы лапчатые

-

2

2

Молотки

-

2

2

Кувалды

-

3

3

Ломы

-

6

6

Совковые лопаты

-

4

4

Штыковые лопаты

-

6

6

Уровни

-

2

2

Гладилки с ручкой длиной 3-3,5 м

-

3

3

Разные гладилки

-

6

6

Кельмы

-

2

2

Трехметровые рейки

-

2

2

Кисть для смазки рельс-форм и торцов бетона

-

2

2

Ведра

-

4

Возведение фундамента - один из ключевых этапов постройки дома. Здесь важен и правильный выбор конструкции фундамента, и соблюдение технологии строительства. Устройство песчаной подушки под фундаменты относится к составной части сооружения основания здания.

Для чего нужна песчаная подушка под фундаменты

Песчаная подушка выполняет важные функции, которые в дальнейшем будут влиять на целостность и долговечность сооружения в целом:

  • выравнивает дно траншеи или котлована;
  • служит своеобразной дренажной системой;
  • повышает амортизационные качества фундамента, что актуально при пучинистых грунтах.

Капиллярная влага поднимается к бетонной подушке фундамента по грунтам. Это крайне нежелательно, так как точно так же вода в дальнейшем будет подниматься дальше вверх, достигая арматуры и вышележащих конструкций.

Слой песка отсекает капиллярную влагу от фундамента. Защищает песчаная подушка под фундамент основание дома и от грунтовых вод, которые в зависимости от сезона

меняют свой уровень.

Песчаная подушка применяется в конструкции мелкозаглубленных фундаментов, когда заложение основания меньше глубины промерзания грунта. Это основывается на том, что песок не изменяет свой объем при замерзании и после оттаивания.

В ряде случаев гораздо выгодней заменить слой проблемного грунта полностью или фрагментарно на песок. Например, когда слой слабого грунта распространяется на большую глубину. Заглублять фундамент до несущего слоя грунта невыгодно. Песчаная подушка с заданной степенью плотности выполняет функцию хорошего грунта.

Правила устройства песчаной подушки

Перед тем, как укладывать песок, дно котлована (траншеи) застилают рубероидом или геотекстилем. Мероприятие защищает песчаную подушку от смешивания с основным грунтом, повышает срок службы основания. Также оно предотвращает заиливание песка при поднятии уровня грунтовых вод.

Для устройства песчаной подушки подходит только крупнозернистая или гравелистая фракция. Возможно применение речного песка. Пылеватые и мелкие фракции склонны к пучению и поэтому не годятся для защиты конструкций фундамента.

Для создания надежного основания, исключения его просадки в будущем, песок тщательно утрамбовывается. Насыпается он слоями по 20 см толщиной и предварительно обязательно смачивается. На месте проливать песок не стоит, так как велика вероятность, что грунт под ним будет размыт. Данное обстоятельство приводит к неравномерной усадке постройки.

Уплотнение песка ведется при помощи виброплиты или ручного вибратора. Можно выполнить работу подручными средствами, но есть риск получить некачественную, плохо утрамбованную подложку под фундамент. Должно получиться прочное монолитное основание, на котором не остается даже отпечаток от обуви взрослого человека - это своеобразная проверка качества уплотнения. Важно следить за соблюдением горизонтальности, выравнивая поверхность песка, для этой цели используется строительный уровень.

Когда нужна песчаная подушка под фундамент

Фундамент на песчаной подушке выполняется, если ведется индивидуальное строительство дома, коттеджа, бани или гаража. Более тяжелые постройки требуют других материалов, укрепляющих основание.

Для выравнивания дна траншеи достаточно будет слоя высотой 20 см. Точно определить толщину подсыпки позволит изучение следующих факторов:

  • состава грунтов на участке строительства;
  • глубины промерзания;
  • залегание уровня грунтовых вод;
  • климатические условия региона;
  • нагрузки, передаваемые от сооружения.

При возведении здания на слабых почвах требуется увеличение толщины подушки. Если под растительным слоем находятся пылеватые или мелкие пески, глина или суглинки, торфяные или илистые грунты, высота песчаной подушки будет увеличиваться до 80 см. Такие грунты в результате замерзания и оттаивания резко меняют объем и деформируются.

Максимальная толщина песчаной подушки имеет ограничение: она не должна превышать трехкратной ширины бетонных блоков. Важна и форма песчаной подушки: ее выполняют в форме трапеции, угол наклона при этом равняется 30º.

Песчаная подушка устраивается не всегда. В ряде случаев ее использование нецелесообразно:

  • на подтапливаемых водой территориях, тогда песок будет просто размыт;
  • если грунты основания сложены из крупнозернистого песка.

Песчаная основа возводится под разные типы фундаментов: ленточные, плитные, свайные, столбчатые.

Ленточный фундамент

Определиться с типом основания в каждом конкретном случае, возможно только выполнив расчет фундамента на песчаной подушке. В большинстве случаев небольшие по площади, достаточно легкие постройки возводятся на ленточном фундаменте.

Независимо от того выполняется он из бетонных блоков или это монолитная конструкция, важным параметром будет его ширина. Данный размер влияет на ширину траншеи, а, следовательно, и на габариты песчаной подушки под ленточный фундамент.

Как правило, к ширине бетонного основания прибавляют по 10-15 см с обеих сторон. Зная все параметры, легко рассчитать объем песка необходимый для основания. Например, ширина бетонного основания 30 см, тогда песчаная подушка будет 60 см. Умножаем ширину на высоту и общую длину фундамента. Следует также учитывать, что уплотнение увеличивает объем расходуемого материала. Поэтому к полученному результату прибавляется еще 15%.

Ширина песчаной подушки увеличивается, если закладывается пристенный дренаж. Прибавляется еще расстояние равное диаметру трубы.

Свайные фундаменты

В некоторых случаях монтаж свайного фундамента необходим даже в индивидуальном строительстве. Проблемные грунты, большая глубина промерзания, высокий уровень грунтовых вод - основные факторы, которые влияют на принятие решения в пользу фундаментов на сваях.

Технология устройства песчаной подушки под свайные фундаменты не отличается от возведения подсыпки под ленточное основание. В данном случае площадь песчаной подушки будет гораздо большей, так как она устраивается не только под наружные и внутренние стены, а под все здание.

Перед забивкой свай на площадке выкапывается котлован. Затем, согласно плану, устанавливаются сваи и заливаются бетоном оголовки. Следующий этап - трамбование песчаной подушки. Толщина основания из песка здесь тоже может быть разной.

Независимо от типа фундамента важно правильно рассчитать высоту песчаной подушки и точно следовать технологии ее устройства. Наряду с конструкцией фундамента она выполняет важную функцию: отвечает за целостность сооружения. Ошибки в расчетах, неверно подобранная фракция, некачественное уплотнение песка приведут в процессе эксплуатации к неравномерной осадке, трещинам в стенах, перекосам дверных и оконных проемов.

Устройство песчаной подушки под все виды фундаментов позволяет сэкономить строительные материалы: в частности бетон. Песок - один из самых доступных и дешевых материалов. В тех случаях, когда использование песчаной подушки под фундамент целесообразно и оправдано расчетами, получается относительно простое в устройстве основание и значительная финансовая выгода.

Строительство дома всегда начинается с подготовки и заложения фундамента. Фундамент — основная несущая конструкция, воспринимающая все нагрузки от вышерасположенных сооружений и передающая их на основание. Именно он способен защитить стены от грунтовых вод и колебаний грунта. Поэтому выбор правильного типа фундамента и специализированный его монтаж позволит вашему дому простоять длительное количество времени.

  • свайный (устанавливается там, где есть большая вероятность возникновения паводка);
  • сплошной (подходит для тех видов почв, где вода поднимается достаточно высоко);
  • столбчатый (замечательно подходит для небольших легких строений);
  • ленточный (используется в малоэтажном строительстве).

Выбор материалов для сооружения фундамента

Наиболее популярными стройматериалами для возведения фундамента считаются железобетон и тяжелый бетон. Они обеспечивают необходимую прочность основания и являются устойчивыми к влаге. Основным преимуществом данных материалов является возможность создания монолитного типа фундамента, который придаст строению дополнительную твердость. Бетонное основание замечательно подходит для блочных и небольших кирпичных зданий.

Некоторые же отдают предпочтение специальному кирпичу. Однако по своим свойствам и стоимости он проигрывает бетону.

Для небольших деревянных сооружений можно сделать фундамент из аналогичного стройматериала. При этом его главным недостатком является минимальная устойчивость к влаге и грибку. В сухих же местах определенным образом обработанное дерево может стать замечательной основой для будущего дома.

Грунт — основа фундамента

  • если грунт слабый, а нагрузка на него будет происходить достаточно высокая, есть смысл установить свайный фундамент;
  • если грунт позволяет, и вы не планируете создавать большой нагрузки — установите столбчатый фундамент;
  • если присутствует колебание грунтовых вод, то делайте сплошной вид фундамента;
  • если грунт не плывет, и вы строите дом из кирпича, то рассмотрите вариант ленточного фундамента.

Бывают случаи когда, применив некоторые хитрости строительства, устанавливается несколько типов фундаментов. Однако для этого нужно обратиться за помощью к специалистам.
И запомните: лучше немного переплатить и сделать фундамент более качественно, чем впоследствии ломать голову от того, что по стене поползла трещина.

Глубина заложения фундамента

Чаще всего, фундамент закладывают чуть ниже глубины промерзания почвы — это делается для того, чтобы предотвратить их выпучивание. Заложение фундамента рассчитывается исходя из:

  • особенностей климата данного региона;
  • глубины залегания подземных коммуникаций;
  • характера действующих на основание нагрузок;
  • особенностей УГВ;
  • в зависимости от свойств напластовых грунтов и т.д.

При этом глубина заложения должна быть достаточной, чтобы обеспечить устойчивость основания и исключить вероятность пучения грунта.

В непучинистых почвах, при расположении грунтовых вод на большом расстоянии, допускается закладывать фундаментальную подошву выше глубины промерзания грунта. Однако для этого специалисты должны правильно рассчитать среднее давление на основание и конструктивные особенности здания.

Фундаменты строений, которые оснащены подвальными помещениями, при повышенном УГВ, должны иметь специальную гидроизоляцию, способную исключить возможность их затопления. Также используются с определенными добавками плотный бетон, оклеечная, обмазочная и иные типы гидроизоляции.

Устройство основания под фундаменты

Чаще всего перед началом строительных работ, подрядчик уже имеет проект сооружения, в котором присутствуют расчеты фундамента с привязкой его к типу грунта, местности и т.п.

Основание под фундамент (подушка) является частью массива грунта, на котором располагается сам фундамент. От качества этой подушки зависит долговечность и прочность фундамента, а также подверженность его усадке.

Сегодня при строительстве домов многие застройщики применяют бетонный ленточный фундамент. При этом основание, на которое он должен быть заложен, может быть нескольких видов:

  • заливная бетонная подушка;
  • насыпная щебеночная подушка.

Таким образом, выбирая тип основания фундамента, обязательно следует учитывать предписания и проектные расчеты, в которых указывается глубина устройства подушки.

Как подготовить основание под фундамент

Целью подготовки основания под фундамент является:

  • обеспечение на определенной отметке контакта основания с поверхностью подошвы фундамента;
  • создание несущей способности грунта основания.

Процесс подготовки:

1. Чистка дна траншеи (котлована)

Данное действие выполняется по всей площади котлована при помощи бульдозера, который за экскаватором срезает недобранный им грунт. На пересечении углов и осей стен фиксируются колышки. Их верх определяется отметкой по нивелиру. Почва, располагающаяся выше колышка, срезается вручную при подчистке.

Производя механизированную чистку котлована, следует срезать грунт чуть ниже проектной отметки, а колышки подсыпать до верха песком.

2. Трамбовка основания

Уплотнение поверхности почвы в котловане создается при помощи кулачковых или гладких тяжелых катков. Также можно использовать прыгающие дизельные и пневматические трамбовки.



Трамбовка происходит участками определенными последовательными ударами. Их распределяют равномерно по поверхности поперечной полосы местности.

  • обломочные и песчаные породы уплотняют вибрированием;
  • лесовые просадочные грунты уплотняют при помощи замачивания, заливая предварительно пробуренные скважины водой, заполненные дренирующим стройматериалом;
  • глубинное уплотнение грунта происходит при помощи гидровибрирования, которое одновременно увлажняет почву до полного насыщения;
  • заиленные и глинистые слабые почвы уплотняют грунтовыми или песчаными сваями;
  • торфяные грунты, которые подстилают земляные насыпи сооружений, стабилизируют при помощи электроосмоса и вакуумированием.

3. Осушение (увлажнение) почвы в ходе ее уплотнения (при необходимости).

Щебеночное основание под фундамент

На самом деле технологический процесс закладки подушки из щебня довольно простой. Главное добиться соответствия верхнего слоя материала уровню нижней отметки фундамента. При этом ширина основания должна быть немного больше ширины фундамента на 0,15-0,20 м по периметру.

Устройство щебеночного основания под фундаменты:

  • первоначально стелется песчаный слой толщиной 0,05-0,10 м;
  • затем он заливается водой;
  • далее укладывается слой щебня 20-25 см;
  • в ходе трамбовки щебень следует подсыпать, чтобы выйти на нужный уровень.

Песчаное основание под фундамент

Устройство песчаной подушки под подошвой фундамента:

  • сначала необходимо вырыть траншею (котлован);
  • далее тщательно ровняем ее дно;
  • затем засыпаем траншею (котлован) слоями песка по 20 см, умеренно увлажняя его и утрамбовывая (песок следует настолько хорошо утрамбовать, чтобы на поверхности не оставались даже следы от ботинок);
  • трамбовка и засыпка происходит до тех пор, пока не получится нужная толщина (поверхностный слой должен быть максимально ровным по горизонтали);
  • по завершению деятельности можно приступать к армированию и монтажу опалубки.

Преимущества использования песчаной подушки:

  • такая подушка способна противостоять сжатию и является промежуточным звеном между грунтом и фундаментом;
  • данным видом материала можно заменить проблемную почву;
  • она позволяет выровнять дно котлована (траншеи);
  • благодаря использованию песка грунт становится прочнее, что уменьшает осадку сооружения;
  • подушка защищает железобетон от воздействия влаги.
  • лучше всего использовать гравелистый крупной формации песок либо речной чистый песок средней фракции;
  • максимальная толщина песчаной подушки для ленточного типа фундамента должна быть кратной в три раза его ширине;
  • чтобы продлить срок эксплуатации песчаной подушки и уберечь ее от заливания при повышенном УГВ, перед ее засыпкой уложите в котлован (траншею) геотекстиль;
  • лучше всего укладывать трапецеидальную подушку из песка, которая сужается вниз под углом 30°.

Как подготовить основание под фундамент видео:

В общем виде технологическая последовательность производства работ по устройству подстилающего слоя в зимних условиях включает: подготовку поверхности рабочего слоя; подготовку карьера к экскавации песка; разработку источников получения песка в сухомёрзлом или талом состоянии с погрузкой в транспортные средства, транспортирование и разгрузку его на месте устройства морозозащитного слоя (МЗС); очистку от снега и льда поверхности рабочего слоя непосредственно перед отсыпкой; разравнивание, планировку (в необходимых случаях рыхление); уплотнение до плотности (степени уплотнения), устанавливаемой пробным уплотнением для сухомёрзлых или талых грунтов.

Подготовка поверхности рабочего слоя включает в себя расчистку от снега, льда и всех предметов, мешающих нормальному процессу производства работ;

Ориентировочную длину захватки рекомендуется принимать в зависимости от температуры воздуха: до — 10°С длина захватки составляет 40-50 м; от — 10°С до -20°С длина уменьшается до 30 м. Снижается также производительность уплотняющих средств. В каждом конкретном случае длину захватки назначают по результатам пробной отсыпки и пробного уплотнения, учитывая при этом общий темп отсыпки, связанный с дальностью транспортировки песка и количеством транспортных средств, а также с учётом сменной производительности применяемых уплотняющих средств.

Разравнивание отсыпаемых объемов песка осуществляют бульдозерами с последующим формированием и подготовкой тяжёлым автогрейдером расчётного слоя толщиной (в рыхлом состоянии), установленной проектом, для последующего уплотнения кулачковыми и гладковальцовыми виброкатками.

Количество проходов катков и толщину уплотняемого слоя устанавливают на основе пробного уплотнения. Рекомендуемое первоначальное количество проходов уплотняющих средств (6-8 проходов по одному следу) принимают в зависимости от состояния используемого песка (талое или сухомёрзлое), массы катков, конфигурации вальцов, характера и степени воздействия (динамика или статика), температуры наружного воздуха, температуры грунта.

Пробное уплотнение, необходимое для осуществления как для сухомёрзлых, так и для талых песков по отдельной схеме, рекомендуется выполнять для следующих толщин (в плотном теле) слоев: полной или половинной толщины подстилающего слоя (МЗС) . Указанные величины уточняются в зависимости от изменения конкретных условий (температуры, массы катков, схемы уплотнения, источников получения песка и его состояния).

Пробное уплотнение выполняется по следующему регламенту:

транспортируют талый или сухомёрзлый грунт на подготовленную поверхность рабочего слоя;

разравнивают и формируют слой требуемой по проекту толщины (или половину требуемой толщины слоя);

прикатывают гусеничным бульдозером или гладковальцовым катком (не более двух проходов);

определяют первоначальную степень уплотнения (коэффициент уплотнения К упл);

уплотняют слой песка после прикатки тяжёлыми виброкатками с кулачковыми вальцами; при этом после каждых двух проходов тяжёлого виброкатка поверхность слоя прикатывают гладковальцовым пневмокатком и отбирают пробы режущим кольцом для определения коэффициента уплотнения.

Для слоя заданной толщины, массы катка, количества проходов, температуры песка и воздуха строят график зависимости K упл = f (N), где К упл - коэффициент уплотнения; N - количество проходов катка по одному следу.

Максимально достигаемый коэффициент уплотнения для каждого из слоев определяется по зависимости K упл = f ( N ) исходя из условия, когда К упл не зависит от количества проходов. Для дальнейшей работы принимается толщина слоя и количество проходов катка данной массы, при которых достигается максимально возможный для данных условий коэффициент уплотнения, который и принимается в качестве требуемого. При этом устанавливаются причины, по которым не удаётся достигнуть требуемого значения коэффициента уплотнения согласно СНиП 2.05.02-85 (см. табл. 22), а именно: естественная влажность, степень неоднородности песка, температура, масса катка и прочее. Следует иметь в виду, что по кривой стандартного уплотнения используемого песка в зависимости от естественной влажности можно предварительно установить максимально возможный коэффициент уплотнения.

По результатам пробного уплотнения составляется акт, который утверждается руководством строительной организации, согласовывается службой инженерного сопровождения и проектной организацией. В случае резкого изменения погодных условий, замены уплотняющей техники рекомендуется выполнять повторное пробное уплотнение.

Наибольший линейный размер мёрзлых комьев не должен превышать 20 см, а их количество должно составлять не более 10 % общего объема укладываемого песка. Наличие в отсыпаемом песке снега и льда не допускается. Комья-негабариты необходимо вывозить с места отсыпки. Не допускается также очистка кузовов автосамосвалов от снега и комьев мёрзлого грунта в местах отсыпки.

Отсыпку и разравнивание транспортируемых объемов песка на захватке производят в сроки, позволяющие осуществлять завершение уплотнения до начала его смерзания, то есть в талом состоянии. После образования на поверхности уплотняемого слоя мёрзлой корки толщиной 3-4 см дальнейшее уплотнение малоэффективно, в связи с чем необходимо выполнять дополнительное рыхление. При уплотнении песка кулачковыми катками до начала смерзания подготовленного слоя автогрейдером срезают перфорацию от следа, а поверхность на отметке рабочего слоя прикатывают пневмокатками.

При сильных снегопадах и метелях, а также при температуре воздуха ниже -25°С и силе ветра свыше 10 м/сек отсыпку песка необходимо прекратить и утеплить поверхность слоем снега. При возобновлении работ и транспортировке песка для очередного технологического слоя с поверхности, на которую производится последующая отсыпка, удаляется снег и лед и разрыхляется поверхность на глубину не менее 0,3 м.