Как определить пустоту в земле. Дефектоскопия бетонных полов на наличие пустот

ISSN 0536–1028 (Print). «Известия высших учебных заведений. Горный журнал»
ISSN 2686-9853 (Online).

(краткое название «Известия вузов. Горный журнал» )

Научно-технический рецензируемый журнал. Выпускается с 1958 г. Выходит 8 раз в год.
Издается на русском и английском языках. Распространяется в России и за рубежом.

Учредитель и издатель ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет»
Главный редактор , доктор технических наук, профессор

Миссия издания «Известия вузов. Горный журнал» – развитие горной науки и высшего горного образования. В журнале публикуются оригинальные статьи, освещающие результаты научных исследований и инновационные разработки в области горных наук и технологий. Читательская и авторская аудитория журнала – учёные и аспиранты вузов, специалисты академических и отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, а также промышленных предприятий.

Журнал включен в «ПЕРЕЧЕНЬ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ, В КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК, НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК»

(в соответствии с распоряжением Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 90-р)

В журнале публикуются статьи по следующим специальностям научных работников:

Науки о Земле 25.00.00:

25.00.13 – Обогащение полезных ископаемых (технические науки)

25.00.15 – Технология бурения и освоения скважин (технические науки)

25.00.16 – Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (технические науки)

25.00.17 – Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (технические науки)

25.00.18 – Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых (технические науки)

25.00.20 – Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (технические науки)

25.00.21 – Теоретические основы проектирования горнотехнических систем (технические науки)

25.00.22 – Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (технические науки)

25.00.35 – Геоинформатика (технические науки)

25.00.36 – Геоэкология (по отраслям) (технические науки)

Технические науки 05.05.04:

05.05.04 – Дорожные строительные и подъемно-транспортные машины (технические науки)

05.05.06 – Горные машины (технические науки)

Экономические науки 08.00.00:

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки)

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), индексируется агрегатором научных ресурсов EBSCO Publishing, а также международной базой изданий по наукам о Земле Georef.

Сведения о журнале публикуются в Международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory». Включен в реферативный журнал и базы данных ВИНИТИ РАН.

Доступ к электронным выпускам журнала открыт в Научной электронной библиотек eLIBRARY.ru (http://elibrary.ru), ресурсах компании «ИВИС» (http://ivis.ru), поисковой системе Google Shcolar (scholar.google.com), электронно-библиотечной системе издательства «Лань» (http://e.lanbook.com).

Журнал распространяется по подписке Агентством «Роспечать», подписной индекс 70367.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 77-76015 от 19 июня 2019.

График выхода журнала в 2019 г.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для обнаружения пустот в зоне ведения открытых горных работ. Цель изобретения - снижение затрат на оконтуривание пустот преимущественно вытянутой по простиранию формы при повышении безопасности работы. Со стороны карьера в зону предполагаемой пустоты перпендикулярно ее простиранию бурят вертикальный веер скважин. После обнаружения пустоты определяют граничные точки распространения пустоты путем бурения горизонтальных скважин на горизонте, пересекающей пустоту. При необнаружении пустоты вертикальным веером скважин проводят веер скважин под углом к плоскости вертикального веера скважины. При этом скважины располагают в шахматном порядке относительно скважины предыдущего веера скважины. А затем бурят вертикальные веера скважин вкрест простирания пустоты между граничными точками горизонта обнаружения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для обнаружения пустот в зоне выделения открытых горных работ. Цель изобретения - снижение затрат на оконтуривание пустоты преимущественно вытянутой по простиранию формы при повышении безопасности работ. На фиг. 1 показан борт карьера с подземной выработкой, а также веера вертикальных скважин и рудное тело в зоне влияния подземных разработок, разрез; на фиг.2 - борт карьера в плане. Способ осуществляется следующим образом. Со стороны карьера в направлении центра предполагаемой пустоты 1 перпендикулярно ее простиранию с площадки 2 уступа 3 бурят вертикальный веер скважин 4. Не обнаружив пустоту, вертикальным веером скважин 4 бурят дополнительно веер скважин 5 наклонно к плоскости веера скважин 4, располагая скважины вееров 4 и 5 в шахматном порядке относительно друг друга. При условии обнаружения пустоты одной из скважин вееров 4 и 5 бурят веер скважин 6 на горизонт пустоты, прослеживая пустоту по простиранию. По крайним граничным точкам пересечения пустоты с веером скважин 6 бурят вертикальные веера скважин 7-10 вдоль простирания пустоты прослеживания ее вкрест простирания. По точкам пересечения скважин вееров 7-10 с границами пустоты определяют ее контур, геометрические размеры и зону обрушения 11. После гашения пустоты 1 производят разнос борта и отработку рудного тела 12.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ПУСТОТ, включающий бурение скважин на горизонт предполагаемой пустоты, пересечение скважиной и ее оконтуривание, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на оконтуривание пустот преимущественно вытянутой по простиранию формы при повышении безопасности работ, бурение производят с уступа карьера, сначала перпендикулярно простиранию предполагаемой пустоты в вертикальной плоскости проводят веер скважин, после обнаружения пустоты определяют граничные точки распространения пустоты путем проведения из той же точки горизонтального веера скважин на горизонте скважины, пересекающей пустоту, а затем бурением вееров скважин вкрест простирания пустоты между граничными точками горизонта обнаружения. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при необнаружении пустоты вертикальным веером скважин следующий веер скважин располагают в плоскости под углом к плоскости вертикального веера скважин. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что скважины в наклонных плоскостях располагают в шахматном порядке относительно скважин предыдущего веера скважин.

РИСУНКИ

,

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Нужно, очень нужно Уважаемые поисковики выходить на новый прогрессивный уровень поиска, так как «невыбитых» мест остаётся совсем мало.

У меня всё чаще в голову приходит мысль приобрести георадар для поиска кладов и монет , чтобы на вдоль и поперёк перерытом поисковиками поле, найти без проблем несколько десятков монет, или даже целый клад.

Лишь одно обстоятельство мешает мне приобрести «мечту» — это цена георадара, так как стоимость его, даже самого дешёвого (но в меру эффективного, Китайские подделки в счёт не беру) начинаются с 6-7 тысяч долларов (например отличный Российский прибор «Лоза М») .

Кстати наблюдая за ценами в интернет-магазинах, вижу и радуюсь, что они по-тихоньку дешевеют. Ну что же придёт и наше время, а пока наблюдаю с «чёрной завистью» за счастливчиками, которым сильно повезло в находке и продаже монет, и они скопили, и приобрели этот мощный прибор (либо рискнули взять в кредит) .

Итак, что такое «георадар» ? Кто не «в теме» коротко объясняю …
Это очень сильный прибор для зондирования (просвечивания, и вывода изображения-снимка в разрезе на монитор) : земли, воды, и других сред, причём искать он может не только металлы на очень большой глубине (до 25 метров) , но и пустоты в грунте, видеть структуру перемешивания слоёв почвы (очень важный параметр для кладоискателя) , т.е. если данный участок земли кто-то копал, ну например на глубине 2 метров, то вполне возможно найти что-то стоящее, даже если прошло уже тысяча лет.

Область применения его очень обширная: археология, поиск подземных туннелей и коммуникаций в строительстве, им ищут залежи нефти и газа, залежи металлов и многое другое, на сколько хватит Вашей фантазии.

Принцип работы георадара. Какую модель выбрать для поиска

Георадар состоит из трёх основных блоков: антенны (передающая и приёмная) , блок приёма (обычно монитор ноутбука) , и главная часть — оптические и электрические преобразователи.

В работе с данным сложным прибором нужен очень большой навык и много терпения. Но если Вы твёрдо решили эффективно с ним работать (искать) , и тем более вложили в его покупку большие деньги, то конечно со временем он Вам «покорится» .

Что основное в работе с ним мы должны знать? Во-первых из двух антенн, которые идут в комплекте, для поиска монет и кладов нам будет интересна только высокочастотная (частота 900-1700 МГц) , они «видят» не глубоко (до двух метров) , но зато разрешающая способность у них очень высокая.

Некоторые модели меньше металлического предмета 10 на 10 см не видят, создатели других обещают «видимость» прибором крупной монеты, это всё нужно подробно изучать в инструкции, и на практике, и конечно сравнивать отдельно взятые приборы (некоторые подходят для поиска монет, другие их просто не видят).

Если Вы намерены найти подземный ход, какой-то глубокий колодец, пустоты, месторождения, то используйте низкочастотную антенну (частота 25-150 МГц) , мелкие предметы Вы не увидите, а крупные пустоты на глубине до 25 метров, просканируете очень легко.

Для каждого вида поиска заложена своя программа, поэтому с самого начала нужно определить род поиска, и выбрать подходящую.

На некоторых дорогих радарах установлен преобразователь, который форматирует сканы в трёхмерную картинку, с ним работать полегче, и срез земли виден «как на ладони» . На менее дорогих его нет, и приходится долгое время анализировать снимки-сканы, и разбираться что же там такое может быть.

Слышал сейчас есть платное обучение работы с георадаром, желающие могут «накопать» информацию в интернете. На этом всё .

Цель этой статьи, просто в общих чертах познакомится с данным прибором, узнать принцип и эффективность работы.

В следующих статьях мы будем отдельно давать характеристики моделям радаров, указывать на их преимущества и недостатки, как с ним работать, и где купить (добавляйте наш сайт в закладки, и следите за появлением новых статей).

Все большее распространение получают дома сделанные монолитным способом. Да и в частных домах монолит приходит на смену бетонным плитам

перекрытия. Да, метод дает повышенную прочность. Никто не спорит. Однако…

– звучит рекламный слоган одной из фирм. Как поверить? Скорее не верить, а проверить надо обязательно. Ведь при заливке бетона могут возникнуть ряд изъянов. При этом если некоторые из дефектов могут отразиться лишь на внешнем виде и убираются они косметическим образом. То некоторые дефекты не поддаются визуальному осмотру, при этом существенно влияя прочность конструкции, а в некоторых случаях напрямую угрожая безопасности.

Одним из видов таких дефектов является образование пустот в толще бетона. Пустоты образуются из-за непрохождения бетона на каком-то отдельном участке. Причем иногда пустоты могут быть таких размеров, что возможно оголение арматуры или даже сквозные пустоты. Что не может не отразиться на прочности монолита.

В отдельных случаях пустоты можно выявить путем простукивания монолита молотком. В местах пустот звук будет заметно глуше. Но, как правило, его используют на малых объектах и малых толщинах монолита. Плюс пустоты можно обнаружить, если они находятся довольно близко к поверхности.

Как же быть, если толщина монолита отличается изрядностью и/или пустоты расположены довольно глубоко? В этих случаях используют приборы неразрушающего контроля (НК). В основном используют для этих целей ультразвук. Ультразвук наиболее подходит для сквозного контроля. Прибор УК 1401. Довольно прост в использовании, предназначен как для поверхностного, так и сквозного сканирования бетона. Дает отличную картинку. Через ИК порты может передавать изображение на компьютер.

После того, как обнаружены пустоты, данный дефект следует незамедлительно устранить. Для этого поверхность пустот зачищают от старого рыхлого бетона, промывают водой. Заполняют пустоты бетоном с мелкой фракцией, с тщательной вибрацией. Чтобы ускорить созревание бетона используют паро- и электрообогрев места заливки. Зимой рекомендуют применять, перед и после заливки, инфракрасные лампы. Обязательно при заделке пустот присутствие лаборанта и прораба. Они проверяют тщательность заделки вибрированием или штыкованием.

, Военный эксперт "Полосы"

В израильском военно-политическом истеблишменте существует устойчивое, но совершенно ошибочное убеждение, что достоверных технических методов обнаружения подземных тоннелей не существует и потому главный способ — это их визуальное выявление.

Автором собрана обширная техническая информация, убедительно показывающая существование и широкое применение высокоэффективных физических и геофизических методов выявления разнообразных природных и искусственных подземных пустот (карстовые образования, бункеры, тоннели, подкопы и т.п.). Часть информации получена непосредственно от специалистов, имеющих большой опыт в этой области, часть — из опубликованных материалов. Ниже дается краткий обзор собранных данных.

Краткий обзор попыток решения проблемы

Известный геофизик профессор Мирон Рапопорт , ныне живущий в США, считает, что каждый из методов разведочной геофизики (электрический, магнитный, гравитационный и сейсмический и др.) обладает техническим потенциалом и разрешающей способностью для обнаружения подземных тоннелей.

Отметим, что в 1993 г Южная Корея обратились к проф. Рапопорту, жившему в то время в России, с просьбой выявить с помощью геофизики северокорейские тоннели, пересекающие демаркационную зону. Его вывод был следующим: поиск тоннелей - достаточно простая задача для геофизики. К сожалению, тогдашняя политическая ситуация в России не позволила ему выполнить эту работу.

Нам рассказывают о том, что еще в 2004 году, армия рассмотрела ряд мер по борьбе с контрабандой оружия через туннели из Египта, и что почти каждый израильский геолог был привлечен для рассмотрения возможных идей по этой проблеме.

Это не соответствует действительности

1. Доктор Йоси Лангоцкий, известный израильский геолог, лауреат Государственной премии Израиля еще восемь лет назад направил министрам и высокопоставленным офицерам ЦАХАЛа свои предложения по поиску тоннелей геофизическими способами. В его архиве хранятся около 80 писем нескольким министрам обороны и начальникам генштабов, оставшиеся без ответа. А ведь Лангоцкий, полковник ЦАХАЛа в отставке, занимал ответственные должности, в т.ч. был советником по технологической безопасности при министре обороны.

Он еще 20 лет назад предложил метод обнаружения террористических подземных ходов с помощью установки вдоль границы с Египтом специальных датчиков, для сигнализации почвенных вибрациях во время рытья тоннелей. Однако в министерстве обороны сочли этот метод несовершенным. Военные сказали, что эти датчики способны обнаружить лишь тоннели на этапе строительства, но неэффективны в отношении уже проложенных.

Тогда в МО решили, что лучшим вариантом будет отсутствие как этого, так и любого другого метода. К нему вернулись лишь три года назад: разработкой системы обнаружения тоннелей занялась компания "Элбит", но это произошло уже после того, как в 2005-м году от рук палестинских террористов, пробравшихся на территорию Израиля, погибли пятеро израильских солдат, а в 2006-м был похищен израильский ефрейтор Гилад Шалит.

В конце мая 2006 года, по сообщению Амира Орена из «Гаарец», «офицеры инженерных войск ЦАХАЛа обратились в Геофизический институт. Они выразили озабоченность, предполагая, что в районе КПП Суфа на границе с сектором Газы террористы могут рыть тоннели в направлении израильской границы, как для проникновения в ближайшее время, так и с заделом на будущее. Офицеры попросили экспертов института помочь в выявлении тоннелей, которые ЦАХАЛ выявить не сумел.

Ученые выразили готовность в оказании помощи, но попросили сделать официальный запрос, как это положено. Запроса не последовало, а боевики ХАМАСа провели успешную операцию против опорного пункта ЦАХАла на КПП Суфа.

2. Вот письмо, полученное на днях от моего коллеги из Сан-Франциско: «Недавно встречался с ученым из Кремниевой Долины. Он закончил физтех в Москве, был зав-лабом в академии наук. Сейчас в Америке, занимается математическим моделированием (электромагнитным и сейсмическим) в геофизике для расшифровки откликов от подземных структур, включая как поиски нефти, газа, воды, минералов в глубинных слоях, так и поиск приповерхностных пустот (карстовых пещер, тоннелей).

Он рассказал следующее: “Уже несколько лет назад мы могли адаптировать наши модели к очень эффективному поиску тоннелей. Понимая важность этого для Израиля, послали через друзей обоснование метода по нескольким каналам, включая Щаранского, наивно предполагая, что израильскому правительству подобные методы небезразличны. Однако никакого ответа не получили вообще. Никто даже не запросил дополнительную информацию, не организовал встречу”. Я ему сказал что-то об известной израильской бюрократии, на что он мне ответил, что это скорее напоминает притчу о десятом еврее».

3. Еще один пример. Альтернативная методика поиска тоннелей была предложена строительным подрядчиком Дороном Альтаром. В начале 2000-х он предложил ее заместителю начальника генерального штаба израильской армии, генерал-майору Дану Халуцу.

Со слов Альтара, Халуц даже и не выслушал его, заявив, что заинтересован "вкладывать деньги в самолеты и вертолеты, а не экскаваторы". Как пишет израильская журналистка Пазит Рабин, подобное пренебрежение к предложениям по борьбе с "подземным терроризмом" демонстрировали все военные чиновники — от бывшего гендиректора Минобороны Амоса Ярона и до начальника инженерной службы Южного округа, генерала Моти Альмоза. В настоящее время Альмоз является руководителем армейской пресс-службы.

Кто должен ставить задачу и координировать усилия различных учреждений по данной проблеме?

Для координации работ и выработки заданий есть специальная структура — «Администрация исследований, разработок оружия и технологической инфраструктуры МАФАТ (Mafat - מפא“ת)».

МАФАТ координирует программы исследований и разработок по вопросам безопасности для Министерства обороны Израиля, организует сотрудничество между участниками, в том числе ЦАХАЛом, Министерством обороны, различными отраслями оборонной промышленности (Рафаэль, IAI, IMI, Elbit Systems, Институтом биологических исследований) и др.
Глава МАФАТ входит в состав Генерального штаба…

Нужно признать, что занимаясь важнейшими проблемами, МАФАТ в области поиска и уничтожения тоннелей не может похвастаться результативностью.

Что сделано сегодня в мире?

1. Обнаружение тоннелей в инфракрасном диапазоне

Американские спутники, оснащенные специальной инфракрасной техникой с высоким разрешением, видят тоннели. Дело в том, что земля над тоннелем нагревается и остывает медленнее, а потому и видна в ИК диапазоне. Американцы сообщили, что по их данным со спутников на границе Израиля и сектора Газа выявлено около 60 туннелей.

«Израиль, возможно, недооценивает количество тоннелей на своей южной границе», — такое заявление сделал Стивен Эмерсон (Steven Emerson), эксперт по вопросам национальной безопасности, терроризма и «исламского экстремизма », в эксклюзивном интервью 20.07 JPOST.

«Эта информация, — сказал он, — кажется, противоречит израильским оценки оставшихся тоннелей». Эмерсон предположил, что Израиль не приобрел это оборудование из-за уверенности, что тоннели можно найти и без такого оборудования.

Американская оборонная компания Raytheon, одна из пяти лучших оборонных подрядчиков Америки на мировом рынке оборонной электроники, выиграла тендер на разработку технологии обнаружения подземных сооружений.

Лазерная система обнаружения скрытых тоннелей и бункеров (фото: Raytheon Company)

Суть метода в следующем. На поверхности исследуемого участка производятся взрывы специальных взрывных устройств, а дистанционный лазерный измеритель измеряет возникающие при этом малые уровни вибрации поверхности земли. Один лазерный измеритель вибрации может одновременно измерить уровни в 600 различных точках проверяемой поверхности. Полученные данные сравниваются с эталонными значениями, находящимися в базе данных. По результатам этих расчетов строится трехмерная модель, на которой с достаточной точностью показываются все подземные пустоты, сооружения и оборудование.

3. Решение от EnTech Engineering, Inc, Сент-Луис, Миссури, США

EnTech Engineering предлагает оборудование для подземной диагностики, включая и скрытые туннели.
Обнаружение подземных тоннелей начинается с инфракрасного анализа в подозрительных местах. Системы анализа обнаруживают специфические энергетические паттерны, созданные подземными туннелями и другими подземными сооружениями.

При обнаружении подозрительных участков инфракрасное исследование для больших участков может быть дополнено с помощью «лазерных радаров» (LIDAR). Этим методом можно исследовать большие площади в короткий промежуток времени (получение данных до 100 линейных километров данных в день) и отметить области, требующие дальнейшего изучения.

Более детальное исследование местности может быть произведено с помощью микроволнового радара (GPR) второго поколения, обеспечивающего получение трехмерного изображения результатов.

EnTech Engineering предлагает для получения дополнительной информации связаться по e-mail [email protected] или тел. 636-207-0200 .

Новая разработка называется Look-Ahead Sensor, или LAS. Она находит бункеры и тоннели, измеряя эхосигнал, излучаемый в ответ на звуковые волны. Устройство размером с рулевое колесо автомобиля излучает звуковые волны в землю в течение примерно 8 секунд. Затем специальное программное обеспечение обрабатывает отраженный сигнал. Наличие тоннеля вызывает падение уровня отраженного сигнала. «LAS идеально подходит для обнаружения тоннелей и подземных помещений при использовании в полевых условиях», сказал инженер лаборатории Phillip West.

6. Решение от IEEE

IEEE, крупнейшая в мире ассоциация технических специалистов, считает наиболее перспективным направлением для обнаружения подземных полостей, таких как туннели или укрытия, радиочастотную (РЧ) томография.

Для томографии требуется набор недорогих передатчиков и приемников, размещенных случайным образом на поверхности земли, или слегка углубленных. Используя принципы обратного рассеяния и дифракции, томография выявляет и локализует подземные объекты и скрытые цели. Метод наиболее подходит для условий, где физическое присутствие для человека-оператора является опасным.

7. Есть и еще решения

Инновационная компания Geoscanners AB (Швеция) предлагает георадары, предназначенные для поиска мест заложения мин, расположения подземных тоннелей, подкопов и складов. Хорошие результаты показывают комплексные устройства, использующие георадарные технологии и индукционные, так называемые «МЕТАЛЛ-РАДАР». Приборы «МЕТАЛЛ-РАДАР» могут быть как переносными, так и с возможным креплением на беспилотную авиацию.

Компания Kellyco из Флориды предлагает «Почвопроникающий локатор GPL 200». По утверждению компании GPL 200 позволяет находить пещеры или тоннели электрометрическими методами.

В Новосибирске создан ручной сканнер земли. Он просвечивает землю на глубину 10 м. Изображение - трехмерное. На опытном заводе уже началось мелкосерийное производство этого прибора - электромагнитного сканера для глубинного зондирования почвы. Заказы на 2009 год поступили из Италии и Китая». Об этом сообщил Григорий Панин, ведущий инженер лаборатории-разработчика. 10 метров - глубина недостаточная, но главное, что прибор работает, а глубину просмотра можно увеличить.

Интересно отметить, что сканером-радаром, аналогичным вышеназванным, пользуется Египет для обнаружения тоннелей в районе Рафиаха и, надо сказать, находит.

Кроме того, используются георадары (GPR — Ground Penetrating Radar) фирмы Sensors & Software"s, Канада

В США в некоторых тюрьмах для предупреждения побегов через подземные ходы применяются системы датчиков, позволяющих прослушивать посторонние шумы под землей (то, что предлагал Дорон Альтар Дану Халуцу). Эту технологию использует и Северная Корея для предупреждения побегов в Южную Корею.

Что делать?

Прежде всего - не ждать чудесного «Железного купола» для поиска тоннелей в Газе. Проф. Мирон Рапопорт особо подчеркнул, что «должен производиться комплексный (из множества разных методов) и непрерывный круглогодичный мониторинг. Все результаты наблюдений должны сводиться в единую компьютерную базу и составлять своего рода модель подземной Газы, где все изменения, все отличия от предыдущего состояния модели должны будут верифицироваться (сравниваться с данными предыдущих замеров), обеспечивая надежность за счет множества независимых методов детекции. Полученные данные должны будут анализироваться, сопоставляться с данными агентурной разведки и выдаваться в виде рекомендаций в режиме реального времени для нейтрализации угрозы.

Обеспечение передачи информации в центр обработки данных, создание и оперативное обновление компьютерной модели подземной Газы, всё это большая, серьёзная работа, требующая достаточных затрат, но явно меньших, чем «Железных купол». Вся необходимая теория разработана, образцы оборудования есть на рынке, специалисты есть и в Израиле, и в других странах, в первую очередь в Южной Корее. Осталось только сделать».

Вывод

Проблемой обнаружения тоннелей занимаются многие государства, имеется большая научная база и различные технические решения. Заявления , что «Гарантированной системы обнаружения тоннелей в мире не существует», пригодны лишь для оправдания собственного бездействия и некомпетентности.

Правда, бездействуют одни, а погибают другие. За их гибель нужно нести ответственность. Будем надеяться, что после завершения активной фазы операции в Газе сложившаяся система с обнаружением тоннелей станет предметом разбирательства специальной комиссии.

Необходимо срочно обеспечить контроль за наличием подземных тоннелей в приграничных с Газой районах на основе уже имеющегося на рынке оборудования и технологий, а параллельно разрабатывать более совершенные методы и устройства обнаружения.

То, что израильские инженеры найдут лучшее решение тоннельной проблемы, не вызывает сомнения. Это решение будет интересно многим странам, где США — первые в списке.